Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Осиповой С.К, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, ФИО1 на решение Советского районного суда г. Казани от 10 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 октября 2020 г. по гражданскому делу N 2-3339/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани о признании незаконными распоряжения о приостановлении выплаты доплаты к пенсии, решения об обнаружении ошибки при установлении (выплате) пенсии, решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, возобновлении доплаты к пенсии, а также встречному иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм доплаты к пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ФИО1 - Насыровой Г.Ф, поддержавшей доводы кассационной жалобы ФИО1, возражавшей против удовлетворения жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан Галявиевой Л.Р, Шагабутдиновой К.С, поддержавших жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, возражавших против удовлетворения жалобы ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" ему с 1 августа 2002 года назначена ежемесячная доплата к пенсии.
На основании распоряжения ответчика от 19 декабря 2019 года N 200000008648 выплата доплаты к пенсии приостановлена с 1 декабря 2019 года в связи с работой в должности, предусмотренной Списком должностей членов летних экипажей.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, уточнив исковые требования, просил суд признать незаконными распоряжение от 19 декабря 2019 года N 200000008648 о прекращении ему ежемесячной доплаты к пенсии, решения от 19 декабря 2019 года N 521 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, решения от 21 февраля 2020 года о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных истцу, а также возобновлении доплаты как члену летных экипажей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани обратилось в суд со встречным иском о взыскании излишне выплаченной с 1 августа 2003 года по 30 ноября 2019 года доплаты к пенсии в сумме 875 069 рублей 54 копейки, указав, что указанная выплата является неправомерной, произошла по вине пенсионера, не сообщившего пенсионному органу о трудоустройстве на должность, дающую право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Решением Советского районного суда г. Казани от 10 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 октября 2020 г, исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани о признании незаконными распоряжения о приостановлении выплаты доплаты к пенсии, решения об обнаружении ошибки при установлении (выплате) пенсии, решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, возобновлении доплаты к пенсии удовлетворены частично.
Постановлено: "Решение ГУ - УПФР в Советском районе г. Казани от 21 февраля N78, которым постановлено, что сумма переплаты в размере 875 069 рублей подлежит возмещению ФИО1 в добровольном или судебном порядке признать незаконным и отменить. В остальной части иска отказать.
В удовлетворении встречного иска Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм доплаты к пенсии отказать".
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, не применение закона подлежащего применению, просил суд отменить обжалуемые постановления в части признания незаконным, отменны решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан от 21 февраля 2020 г. N 78 и в части отказа в удовлетворении встречного иска о взыскании излишне выплаченных сумм доплаты к пенсии, удовлетворить встречные исковые требования.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное толкование закона и иных нормативных актов, просит суд отменить решение Советского районного суда г. Казани в части отказа в удовлетворения исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани о признании незаконным распоряжения УПФР в Советском районе г. Казани о приостановлении выплаты доплаты к пенсии и возобновлении ее выплаты и принять по делу в оспариваемой части новое решение о признании распоряжения УПФР в Советском районе г. Казани N200000008648 от 19.12.2019 о приостановлении выплаты доплаты к пенсии как члену летных экипажей с 01.12.2019г. ФИО1 незаконным и возобновлении выплаты доплаты к пенсии как члену летных экипажей ФИО1 с 01.12.2019г, Отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26.10.2020г. в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы ФИО1, принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за | месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года за N 155 утверждены правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", согласно пункту 2 которых в выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года N 155 (далее - Список должностей членов летных экипажей), предусмотрена должность генерального директора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с 23 июня 1994 года является получателем пенсии за выслугу лет как работник гражданской авиации.
Выпиской из протокола освидетельствования врачебно-летной экспертной комиссии от 21 января 1998 г. подтверждается негодность ФИО1 к летной работе штурманом.
На дату освидетельствования истец работал старшим штурманом авиакомпании "Тулпар".
С 1 января 2002 года ему была назначена доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Также судом установлено, что ФИО1 приказом от 21 июля 2003 года N 121 был назначен на должность исполняющего обязанности генерального директора авиакомпании "Тулпар", в дальнейшем работал в должностях генерального директора авиакомпании "Тулпар", ЗАО "Авиакомпания "Карат", по настоящее время работает в ООО "Авиакомпания Тулпар Эйр" в должности генерального директора.
Решением от 19 декабря 2019 года N 521 пенсионный орган установилошибку, допущенную при установлении (выплате) пенсии ФИО1 на том основании, что выплата дополнительного материального обеспечения не может производиться в период работы в должности генерального директора.
Распоряжением ответчика от 19 декабря 2019 года N 200000008648 истцу прекращена ежемесячная доплата к пенсии в связи с работой в должности, предусмотренной Списком должностей летных экипажей.
Решением пенсионного органа от 21 февраля N 78 постановлено, что сумма переплаты в размере 875 069 рублей 54 копейки подлежит возмещению ФИО1 в добровольном или судебном порядке.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования исходил из того, что Пенсионному фонду Российской Федерации вменена функция обеспечения контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, которая выражается в комплексе мероприятий, не только касающихся правомерности назначения тех или иных выплат, но и своевременного реагирования на нарушения со стороны плательщиков страховых взносов и получателей различного рода социальных выплат. При этом, указанные меры должны быть эффективны в той мере, чтобы обеспечить возможность своевременного выявления и пресечения возможных противоправных действий. Таким образом, пенсионный орган мог и должен был знать об отсутствии у ФИО1 права на получение ежемесячного дополнительного материального обеспечения с 2003 года.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании излишне выплаченной пенсии презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ФИО1 возлагается на пенсионный орган, требующий ее возврата, то есть на пенсионный орган. Такие доказательства суду не были представлены.
Отказывая ФИО1 в части исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что факт не осуществления ФИО1 летной работы основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003г. N155, должность генерального директора отнесена к другим членам летного экипажа. Невыполнение истцом летной работы не порождает право истца на получение указанной доплаты к пенсии в период его работы в должности, дающей право на доплату к пенсии. При этом период работы истца в должности генерального директора включается в стаж, дающий право на назначение спорной доплаты. Таким образом, члены летных экипажей, которые не производят полеты, но занимают должности, дающие право на доплату, не могут быть поставлены в более привилегированное положение по сравнению с другими членами летных экипажей, которые продолжают осуществлять полеты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами не допущены.
Доводы пенсионного органа, что истец был уведомлен о необходимости поставить в известность ответчика об устройстве на работу и что в случае невыполнения указанного обязательства и получения в связи с этим излишне выплаченных сумм пенсии обязан выплатить переполученные части пенсии, основаны на неверном толковании норм права и не могут являться основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 повторяют позицию истца изложенную им в исковом заявлении и апелляционной жалобе были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых постановлений по доводам жалоб не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 10 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи С.К. Осипова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.