Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4460/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрейдЭкспо" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТрейдЭкспо" на решение Московского городского суда от 21 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения относительно доводов апелляционной жалобы представителей общества с ограниченной ответственностью "ТрейдЭкспо" по доверенности Сергиенко Н.Б, генерального директора Тимофеева Д.В, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы по доверенности Федотова П.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций".
На основании постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП Перечень изложен в новых редакциях, действующих соответственно с 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года.
Постановления от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП размещены на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы (http://www.mos.ru).
В пункты N, N, N, N Перечня на 2017 год, пункты N, N, N, N Перечня на 2018 год, пункты N, N, N, N Перечня на 2019 года и в пункты N, N, N, N Перечня на 2020 год включены нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенные по адресу: "адрес" соответственно, которые признаны объектами недвижимости с налоговой базой, исходя из их кадастровой стоимости (далее - спорные здания).
Общество с ограниченной ответственностью "ТрейдЭкспо" (далее также - ООО "ТрейдЭкспо", административный истец), собственник спорных зданий, обратился в Московский городской суд с административным иском о признании недействующими приведенных норм, указав, что спорные здания не обладают предусмотренными действующим налоговым законодательством признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, считает их включение в Перечни на 2017-2020 годы незаконным, так как возлагает на юридическое лицо обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Определением Московского городского суда от 21 сентября 2020 года производство по административному делу в части требований о признании недействующими с 1 января 2017 года пунктов N, N, N, N Перечня на 2017 год и с 1 января 2018 года пунктов N, N, N, N Перечня на 2018 год прекращено, поскольку по ним имеется вступивший в законную силу судебный акт.
Решением Московского городского суда от 21 сентября 2020 года административное исковое заявление ООО "ТрейдЭкспо" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней административный истец просит отменить судебный акт и вынести решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом имеющих значение для административного дела обстоятельств, несоответствие выводов суда материалам административного дела, а также неверное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Москвы и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372 и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также нормативных правовых актов, внесших в него изменения уполномоченным органом, в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 приведенного кодекса.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилых помещений (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее также - Закон города Москвы N 64) с 1 января 2014 года на территории города Москвы введен указанный налог исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Так, в силу пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами N, площадью 6, 2 кв.м, N, площадью 581, 3 кв.м, N, площадью 743, 2 кв.м, N, площадью 706, 9 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Здания с кадастровыми номерами N, N размещены в пределах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; здания с кадастровыми номерами N, N - в пределах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Указанные земельные участки истец пользует на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлено, что в аренду передан земельный участок площадью 3 942 кв.м, состоящий из двух обособленных участков Р1, площадью 793 кв.м, и Р2, площадью 3 149 кв.м, по адресу: "адрес", целевое использование земельных участков установлено как - эксплуатация станции технического обслуживания (площадь 3 824 кв.м) и автосалона (118 кв.м).
Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ видами разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N также являются: эксплуатация станции технического обслуживания (площадь 3 824 кв.м) и автосалона (площадью 118 кв.м).
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что здания с кадастровыми номерами N, N, N, N обоснованно включены в Перечни на 2019 и 2020 годы, исходя из вида разрешенного использования земельных участков - для эксплуатации автосалона, относящегося к объектам торговли, что соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Вместе с тем, с данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку приведённые виды разрешенного использования названных земельных участков, исходя из их наименования, допускают размещение на нем объектов недвижимости смешанного назначения.
При этом в материалах дела не содержатся сведения о том, на каком из указанных земельных участков возможна эксплуатация станции технического обслуживания (площадью 3 824 кв.м), а на каком размещение автосалона (площадью 118 кв.м), так как предоставленные земельные участки имеют площадь 793 кв.м и 3 149 кв.м.
При таком положении, нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельных участков при принятии Перечней на 2019 и 2020 годы со всей очевидностью предусматривал размещение на них лишь объектов торговли.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное здание не могло быть включено в Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится, без установления его фактического использования.
Основания для включения спорных зданий в Перечни на 2019 и 2020 годы по их фактическому использованию также отсутствуют, поскольку их площадь составляет менее 1 000 кв.м.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни, не представлено.
При таких обстоятельствах решение Московского городского суда от 21 сентября 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционная жалоба в части признания недействующими пунктов N, N, N и N Перечня на 2017 год, пунктов N, N, N, N Перечня на 2018 год, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в соответствующих редакциях, подлежит оставлению без рассмотрения, ввиду отсутствия правовых оснований для ее рассмотрения, поскольку оспариваемым решением данные требования не разрешались, так как производство по ним прекращено на основании определения Московского городского суда от 21 сентября 2020 года, которое является самостоятельным предметом обжалования.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 21 сентября 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТрейдЭкспо" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты N, N, N, N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими со дня принятия пункты N, N, N, N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве, а также размещению на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.mos.ru).
Апелляционную жалобу в части признания недействующими пунктов N, N, N и N Перечня на 2017 год, пунктов N, N, N, N Перечня на 2018 год, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в соответствующих редакциях оставить без рассмотрения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись Копия верна
Судьи подписи Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.