Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-654/2020 по административному исковому заявлению Слепокуровой Ирины Вячеславовны об изменении кадастровой стоимости объекта в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки
по апелляционной жалобе Слепокуровой Ирины Вячеславовны на решение Московского областного суда от 26 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Слепокурова И.В. (далее -административный истец), являясь собственником жилого дома с кадастровым номером N, общей площадью 135, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", обратилась в Московский областной суд с административным иском об изменении кадастровой стоимости объекта в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки.
В обоснование заявленных требований указала, что ею в 2017 году был уплачен налог на имущество физических лиц за жилой дом в размере 3327 рублей, исходя из кадастровой стоимости жилого дома, равной 5188959 рублей, в 2018 году - 2840рублей, исходя из кадастровой стоимости жилого дома - 4933104 рубля. Однако в 2019 году она получила расчет налога на имущество физических лиц из ИФНС N 5 по Московской области о доплате налога за 2016 год в размере 19752 рубля, за 2017 год - 21727 рублей, за 2018 года - 23900 рублей, исходя из кадастровой стоимости жилого дома 16 459 866 рублей.
Данные суммы налога были начислены ИФНС N 5 по Московской области в соответствии со сведениями, представленными Управлением Росреестра по Московской области, в которых площадь жилого дома с кадастровым номером N составляет 547 кв.м, что противоречит техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, установленная в результате технической ошибки, значительно превышает действительную кадастровую стоимость, что нарушает права физического лица, поскольку влечет увеличение налогового бремени как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в завышенном размере.
Решением Московского областного суда от 26 августа 2020 года в удовлетворении административного иска Слепокуровой И.В. отказано.
В апелляционной жалобе административным истцом поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
Считает, что судом были нарушены права и законные интересы административного истца. Суд неправомерно отказал в удовлетворении административных исковых требований, поскольку выписки из ЕГРН, полученные в сентябре 2020 года, свидетельствуют о том, что изменение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости не произведено.
Государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки" относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, об отложении разбирательства дела не просили.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Слепокурова И.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N площадь указанного объекта недвижимости составляла 123, 4 кв.м.
7 декабря 2015 года по результатам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Московской области на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 24 ноября 2015 года N 13ВР-1998 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков, а также объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых была определена в 2013 году), расположенных на территории Московской области" в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 26 096790 рублей 18 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости - 47 708, 94 руб/кв.м), определенной исходя из сведений о площади объекта недвижимости "547 кв.м".
16 января 2019 года по результатам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Московской области в 2018 году на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки", в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 16112 686 рублей 15 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости - 29 456, 46 руб/кв.м), определенной исходя из сведений о его площади "547 кв.м".
Обнаружив допущенную ошибку в площади жилого дома, Слепокурова И.В. обратилась с заявлением об исправлении технической ошибки.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N и приложенного к нему свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены изменения в сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером N с "547 кв.м" на "123, 4 кв.м".
В связи с чем на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере 3 206545 рублей 35 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости - 25 984, 97 руб./кв.м), рассчитанной Государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки" на основании статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Закон N 237-ФЗ), с указанием даты определения и даты применения - ДД.ММ.ГГГГ.
В 2019 году проведена техническая инвентаризация указанного жилого дома, в ходе которой уточнена его площадь, которая составила 135, 4 кв.м, что подтверждается техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и приложенного к нему Технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН в отношении рассматриваемого объекта недвижимости были внесены следующие изменения: площадь - 135, 4 кв.м, количество этажей - 2, а также сведения о расположении на земельном участке.
В связи с указанными изменениями, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N была рассчитана ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" в соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ и составила 3 518 365 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости - 25 984, 97 руб./кв.м).
Указанные сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N с указанием даты определения и даты применения - ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N в ЕГРН с указанием даты применения - ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 3 206545 рублей 35 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости - 25 984, 97 руб/кв.м), рассчитанной ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки", исходя из сведений от площади "123, 4 кв.м".
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН содержатся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 4089628 рублей 28 копеек, на основании решения ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" от ДД.ММ.ГГГГ, которым произведен перерасчет кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, исходя из его действительной площади, установленной технической документацией, "135, 4 кв.м".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушенное право административного истца на объективное определение кадастровой стоимости с учетом достоверных сведений об общей площади объекта оценки восстановлено в полном объеме до обращения с настоящим иском в суд, указывая на то, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 459790 рублей 48 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 089682 рублей 28 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3206545 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - 3 518 365 рублей.
Вместе с тем, с выводом суда первой инстанции о восстановлении права административного истца на объективное определение кадастровой стоимости с учетом достоверных сведений об общей площади объекта оценки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, согласиться нельзя ввиду следующего.
Согласно Выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ N N, N N, N N кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составляет 26096790 рублей 18 копеек.
Тогда как, распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2019 года N 15ВР-2132 "Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области 24 ноября 2015 года N 13ВР-1998", кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 6459790 рублей 48 копеек.
При этом, указанная кадастровая стоимость распространяет свое действие с ДД.ММ.ГГГГ и действует до вступления в силу кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" (пункт 2).
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утверждена в размере 16112 686 рублей 15 копеек, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 29 456, 46 руб/кв.м, а также сведений о площади объекта недвижимости с кадастровым номером N - "547 кв.м".
При этом распоряжений об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 ввиду неверного указания площади не принималось.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514, кадастровая стоимость здания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 названного Порядка) определяется путем умножения площади здания на минимальное значение удельных показателей кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для населенного пункта, в котором расположено здание.
Следовательно, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должна составлять 3988404 рубля 68 копеек (удельный показатель 29 456, 46 руб/кв.м х на площадь объекта недвижимости 135, 4 кв.м (в соответствии с технической документацией).
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) (в редакции, действовавшей на момент принятия судом решения) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в абзаце 2 пункта 2 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума N 28), административный истец вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, путем предъявления требований об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были использованы недостоверные сведения о площади объекта недвижимости - 547кв.м, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, а потому требования административного истца об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 5 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума N 28, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Как следует из административного искового заявления и налоговых уведомлений, у Слепокуровой И.В. имеется обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 - 2018 годы в отношении дома с кадастровым номером N, рассчитанного исходя из его кадастровой стоимости в размере 16459866 рублей.
Принимая во внимание, что административный истец является собственником вышеуказанного объекта недвижимости и плательщиком соответствующего налога, к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, в связи с этим обращение в суд с заявлением о пересмотре архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости является правомерным.
Согласно абзацу 3 пункта 25 постановления Пленума N 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
С настоящим административным исковым заявлением Слепокурова И.В. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ.
При этом судебная коллегия учитывает разъяснения, приведенные в абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума N 28, согласно которым в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Принимая во внимание, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N утверждена новая кадастровая стоимость в размере 4089682 рубля 20 копеек, то в ЕГРН подлежат внесению сведения, не учтенные в нем, о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, установленной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2019 года N 15ВР-2132 в размере 6459790 рублей 48 копеек, которые могут применяться с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также установленные судом в размере 3988404 рубля 68 копеек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 26 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Слепокуровой Ирины Вячеславовны об изменении кадастровой стоимости объекта в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6459790 рублей 48 копеек.
Указанная кадастровая стоимость подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3976622 рублей 10 копеек.
Указанная кадастровая стоимость подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Принятое апелляционное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Дата подачи административного искового заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.