Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Молчановой А.А, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4467/2020 по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 8 октября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Инварстройгрупп" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Мясникова И.И, заключение прокурора Смирновой М.В, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, размещенным 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69, утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Подпунктом 1.2 пункт 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2014 года N425-ПП в поименованный нормативный правовой акт внесены изменения, которые размещены на сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) 30 июля 2014 года и опубликованы в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 43, 5 августа 2014 года.
Под пунктом N Приложения 2 в редакции постановления Правительства Москвы от 29 июля 2014 года N425-ПП в указанный Перечень включена надстройка, расположенная по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Инварстройгрупп" (далее - ООО "Инварстройгрупп"), являющееся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое помещение, размещение - 5 этаж, чердак, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 662 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", указав в обоснование своих требований на то, что часть указанного объекта недвижимости (мансарда) необоснованно квалифицируется административными ответчиками как самовольная постройка, подлежащая сносу, так как нежилое помещение зарегистрировано в установленном порядке, вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда в признании мансарды самовольным строением отказано.
Решением Московского городского суда от 8 октября 2020 года административные исковые требования ООО "Инварстройгрупп" удовлетворены, пункт 662 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав на то, что нормативный правой акт принят и опубликован в установленном законом порядке. Оспариваемая норма прав и свобод административного истца не нарушает, является достаточно определенной и не вызывает неоднозначного толкования. Кроме того, спорный объект недвижимости правомерно включен в Постановление N819-ПП, так как обладает признаками самовольного строительства и размещен на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, который не выдавал административному истцу разрешения на реконструкцию или возведение спорного объекта на данном земельном участке.
От прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статьям 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" город Москва в лице своих органов государственной власти осуществляет управление и распоряжение находящимися в собственности города земельными участками, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков". Названное постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Названный нормативный правовой акт принят в уполномоченным лицом в установленном законом порядке, официально опубликован и вступил в силу, что административным истцом не оспаривается.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в срок до 31 января 2014 года, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд требования, в том числе о признании объекта самовольной постройкой и его сносе (освобождении земельных участков), предоставлении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы права сноса самовольной постройки (освобождения земельных участков) за счет ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Разрешая настоящее административное дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и незаконности включения части жилого помещения, принадлежащего административному истцу, в виде надстройки (мансарды) в пункт 662 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
Из материалов дела следует, что спорная надстройка (мансарда), расположенная по адресу: "адрес", была возведена административным истцом вместо чердачных помещений, объект недвижимости с кадастровым номером N с учетом мансарды поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
По результатам проведенного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы обследования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года, N, согласно которому на участке выявлен факт незаконного размещения на пятиэтажном здании надстройки (мансарды), площадью 508 кв. м, тогда как земельный участок для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства не предоставлялся.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что М.Я.Г. заключен договор аренды (с множественностью лиц на стороне арендатора) от ДД.ММ.ГГГГ года N сроком по ДД.ММ.ГГГГ года, земельного участка с кадастровым номером N, площадью 920 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного под эксплуатацию здания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости усматривается размещение в пределах названного земельного участка объекта недвижимости с кадастровым номером N - здания, назначение - нежилое здание, площадью 2 943, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес". В пределах данного объекта недвижимости расположено помещение с кадастровым номером N, площадью 1025 кв. м, наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое помещение, размещение - 5 этаж, чердак, расположенное по адресу: "адрес". На указанный объект зарегистрировано право собственности ООО "Инварстройгрупп".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ года Правительству Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы отказано в удовлетворении требований к ООО "Инварстройгрупп" о признании объекта (мансарды), площадью 508 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", самовольной постройкой, возложении обязанности привести здание в первоначальное состояние путем сноса (демонтажа) самовольной постройки (мансарды).
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом на основании заключения судебной экспертизы, проведенной ФБУ РФ "Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ" от ДД.ММ.ГГГГ года N, установлено, что мансарда (чердак) соответствует установленным требованиям и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, ее демонтаж повлечет существенные повреждения помещений и несущих конструкций здания, невозможность эксплуатации помещений в здании.
Как верно указано судом первой инстанции, названные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
При таком положении суд, оценив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в Перечень спорного объекта, поставленного в установленном порядке на кадастровый учет, в отношении которого зарегистрировано право собственности, что свидетельствует об отсутствии признаков незаконного размещения объекта и исключает применение правовых последствий, предусмотренных статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит приведенные выводы Московского городского суда основанными на правильном применении положений действующего законодательства, соответствующими обстоятельствам настоящего административного дела, подтвержденными доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о доказанности факта строительства (реконструкции) надстройки (мансарды) без получения соответствующих разрешений при установленных судом обстоятельствах о неверности выводов суда не свидетельствуют.
Таким образом, принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 8 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.