Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зыкина С.В.
судей Волковой Е.В, Пелёвина С.А.
с участием
прокурора Сыромотиной М.Н.
осужденного Иванова С.Г.
адвоката Тишкова А.В.
при секретаре Бабийчук Г.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Тишкова А.В. в интересах осужденного Иванова С.Г. на приговор Советского районного суда г. Красноярска от 26 декабря 2019 года и апелляционное постановление судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 23 июня 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Зыкина С.В, объяснения осужденного Иванова С.Г. и адвоката Тишкова А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также мнение прокурора Сыромотиной М.Н. об оставлении судебных решений без изменения, судебная коллегия
установила:
Приговором Советского районного суда г. Красноярска от 26 декабря 2019 года
Иванов Сергей Геннадьевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", не судимый, осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ к наказанию в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 1 год, с возложением обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.
По этому же приговору осужден "данные изъяты"
Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 23 июня 2020 года приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе адвокат Тишков А.В. в интересах осужденного Иванова С.Г. просит об отмене состоявшихся судебных решений, обращая в своих доводах внимание на то, что уголовное дело в отношении Иванова возбуждено за сроками проверки сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, тогда как решение о продлении срока проведения проверки до 10 суток не принималось. Кроме того, считает, что рапорт о проведении оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент" от 05.09.2018 года не соответствует форме, утвержденной "Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд", а также подписан ненадлежащим лицом. Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности от 03.10.2018 года не содержит информации о том, кем санкционировалось оперативно-розыскное мероприятие, а также указания на наличие судебного решения о его проведении. Из указанного документа следует, что результаты ОРД предоставляются в ГСУ СК России по Красноярскому краю, однако в данный орган документы не направлялись. Среди прилагаемых документов имеется протокол опроса потерпевшей с приложением на 99 листах, однако фактически приложение отсутствует. Полагает также недопустимыми доказательствами фотографии, содержащие информацию о телефонной переписке потерпевшей с Ивановым, поскольку данные о первоисточнике, с которого была получена информация, отсутствует, а также отсутствует постановление следователя о признании фотографий в качестве доказательств по уголовному делу.
Вместе с тем, обращает внимание на отсутствие разрешения на проведение оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка", а также на то, что данное ОРМ не проводилось, в связи с чем приобщение к материалам уголовного дела в качестве доказательств иного документа от 31.10.2018 года, в соответствии с которым были приобщены документы, полученные в результате оперативно-розыскного мероприятия, является незаконным, как и все указанные в нем доказательства. Также считает недопустимым доказательством протоколы осмотра диска CD-R от 14.12.2018 года, в ходе которого осматривались содержащиеся на данном диске звуковые файлы, а также диска DVD+RW с находящимися в нем 4 видеофайлами, поскольку следователем при проведении данных следственных действий не в полной мере было исполнено требование ч. 1.1 ст. 170 УПК РФ, при этом понятые для участия в осмотре не привлекались. Кроме того, в доводах жалобы автор приводит фактические обстоятельства дела и дает им свой анализ и оценку, которые сводятся к несогласию с квалификацией действий Иванова как "хищение путем обмана", усматривая в формулировке обвинения противоречия нарушающие положения ст. 307 УПК РФ, а также ссылаясь на то, что умысел Иванова не был доведен до конца, в связи с отказом потерпевшей переводить деньги, при этом суд не учел, что все дальнейшие действия по получению денежных средств были совершены осужденным "данные изъяты", чем последний вышел за пределы совместного умысла.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Углев Д.Н. просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав участников судебного заседания и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному уголовному делу таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приговором суда Иванов С.Г. признан виновным в покушении на совершение мошенничества, то есть хищение чужого имущества путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину.
Преступление совершено в период с июля по сентябрь 2018 года в г. Красноярске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Выводы суда о виновности Иванова С.Г. в совершении преступления являются правильными, так как подтверждаются совокупностью собранных и всесторонне исследованных по делу доказательств, при этом соответствуют фактическим обстоятельствам совершенного преступления, установленным судом на основании анализа пояснений самих осужденных Иванова и "данные изъяты", полностью признавших свою вину, а также показаний потерпевшей "данные изъяты" о совместной попытке осужденных похитить у нее денежные средства, путем обмана об оказании помощи ее племяннику при поступлении в ВУЗ. Аналогичные обстоятельства следуют и из показаний свидетелей "данные изъяты" и других, подробно отраженных в приговоре.
Вышеуказанные показания согласуются между собой и с совокупностью других приведенных в приговоре письменных доказательств, допустимость которых сомнений не вызывает, в связи с тем, что собраны и исследованы они были в соответствии с нормами и требованиями уголовно-процессуального закона, в частности результатами проведенных оперативно-розыскных мероприятий, протоколами обследования помещений, в ходе которых были изъяты переданные "данные изъяты" денежные средства, а также протоколами осмотра указанных денежных средств, дисков с аудиозаписью разговоров потерпевшей с осужденными и видеозаписью встречи "данные изъяты" с "данные изъяты".
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о виновности Иванова в покушении на совершение мошенничества, то есть хищение чужого имущества путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, а также о правильности квалификации его действий по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ.
В приговоре приведен подробный и мотивированный анализ всех исследованных в судебном заседании доказательств, опровергающих доводы кассационной жалобы о невиновности Иванова в совершении преступления, за которое он осужден приговором суда, при этом соответствующие выводы суда сделаны на основе тщательного анализа исследованных в судебном заседании доказательств, позволивших правильно установить фактические обстоятельства дела, в связи с чем, оснований сомневаться в их правильности у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о противоречиях в фабуле обвинения Иванова, нарушающих положения ст. 307 УПК РФ, в жалобе не приведено и доводы защиты об этом являются очевидно надуманными.
Данное дело органами предварительного следствия расследовано, а судом первой инстанции рассмотрено, - полно, всесторонне и объективно, при этом выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют имеющимся доказательствам и надлежащим образом мотивированы, в том числе о совместности и согласованности действий обоих осужденных, направленных на совершение преступления, которое было пресечено по независящим от них обстоятельствам.
Утверждение в кассационной жалобе об обратном направлено на переоценку доказательств, при этом, то обстоятельство, что суд оценил доказательства не так, как хотелось адвокату осужденного, а в соответствии с требованиями ст.17 УПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и принципом справедливости, основанием к отмене приговора судом кассационной инстанции не является.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции обоснованно также не усмотрел существенных нарушений уголовно-процессуального закона при сборе доказательств по уголовному делу, а также при проведении следственных и процессуальных действий, которые давали бы основания для признания их недопустимыми доказательствами. Все доказательства, положенные в основу приговора, непосредственно исследованы судом первой инстанции. При этом суд не ограничился только указанием на доказательства, но и с достаточной полнотой изложил содержание доказательств с отражением всех существенных сведений, влияющих на правильность юридической оценки действий осужденного, а также привел мотивы, по которым он принял указанные доказательства в качестве допустимых и достоверных.
Противоречий в доказательствах, ставящих под сомнение выводы суда о виновности осужденного Иванова, не имеется.
Ссылка на то, что уголовное дело в отношении Иванова возбуждено с нарушением срока проверки сообщения о преступлении, установленного ст. 144 УПК РФ, без решения о его продлении до 10 суток, не влияет на законность приговора и на допустимость добытых по делу доказательств, поскольку постановление о возбуждении уголовного дела вынесено уполномоченным на то лицом в установленном законом порядке при возобновлении проверки сообщения о преступлении в связи с отменой прокурором ранее вынесенного постановления о возбуждении уголовного дела.
Не влияют на законность приговора и доводы жалобы о несогласии с процессуальным оформлением рапорта о проведении оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент" от 05.09.2018 года, постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности от 03.10.2018 года и постановления следователя от 31.10.2018 года, поскольку они не свидетельствуют о существенных нарушениях уголовно-процессуального закона и на влияют на содержание их доказательственного значения, при этом ссылка в постановлении от 31.10.2018 года оперативно-розыскное мероприятие "проверочная закупка" является очевидной технической ошибкой.
Оперативно-розыскные мероприятия в отношении Иванова проведены в соответствии с Федеральным законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности". Документы, составленные по результатам оперативно-розыскных мероприятий, отвечают требованиям, предъявляемым законом к доказательствам.
Не может быть признана состоятельной и ссылка на недопустимость доказательственного значения фотографий, содержащих информацию о телефонной переписке потерпевшей с Ивановым, по мотивам отсутствия первоисточника, с которого была получена данная информация, поскольку данные фотографии были предоставлены потерпевшей и получили оценку суда в совокупности с показаниями последней об обстоятельствах их происхождения.
Доводы о недопустимости доказательственного значения протоколов осмотра диска CD-R от 14.12.2018 года, в ходе которого осматривались содержащиеся на данном диске звуковые файлы, а также диска DVD+RW с находящимися в нем 4 видеофайлами, также являются необоснованными. Так, согласно положений ч. 1.1 ст. 170 УПК РФ, участие понятых при указанных следственных действиях не является обязательным при применении технических средств фиксации хода и результатов следственных действий.
Наказание Иванову С.Г. назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, личности виновного, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также всех конкретных обстоятельств дела, при этом обеспечивает цели наказания, установленные ст. 43 УК РФ.
Суд апелляционной инстанции также надлежаще проверил законность и обоснованность приговора в отношении Иванова С.Г, мотивировав в соответствии с требованиями ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ принятое решение, не согласиться с выводами которого оснований не имеется.
Таким образом, нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение судебных решений, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу адвоката Тишкова А.В. в интересах осужденного Иванова С.Г. на приговор Советского районного суда г. Красноярска от 26 декабря 2019 года и апелляционное постановление судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 23 июня 2020 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Зыкин
Судьи Е.В. Волкова
С.А. Пелёвин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.