Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белоногого А.В, судей Шадриной Е.В. и Головкиной Л.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфёновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-148/2020 по апелляционной жалобе Пидлиснюка Д.А. на решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июля 2020 года, которым в удовлетворении его административного искового заявления и административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Пидлиснюк и партнёры" о признании не действующим в части распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года N127-р отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующих в деле посредством видеоконференц-связи представителей Главы Республики Карелия Приваловой А.Е. и Карповой Н.С, выступающей также в качестве представителя Администрации Главы Республики Карелия, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфёновой Е.Г, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 12 марта 2020 года Главой Республики Карелия издано распоряжение N127-р, которым с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия введён режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия (далее распоряжение от 12 марта 2020 года N127-р).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 27 марта 2020 года N182-р, размещённом на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 апреля 2020 года, названное распоряжение дополнено пунктом 8.2, согласно которому гражданам запрещено посещение объектов, деятельность которых подлежит приостановлению, а также посещение объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением их посещения служителями и персоналом.
В указанную норму вносились изменения распоряжениями Главы Республики Карелия от 20 мая 2020 года N313-р, от 5 июня 2020 года N 339-р.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 27 марта 2020 года N182-р распоряжение от 12 марта 2020 года N127-р также дополнено пунктом 11.10, подпунктом 1 которого, в редакции распоряжения Главы Республики Карелия от 30 марта 2020 года N189-р, приостановлена на территории Республики Карелия работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), автозаправочных станций, а также объектов розничной торговли, реализующих продовольственные товары (и) или непродовольственные товары первой необходимости, указанные в приложении к настоящему распоряжению, кроме осуществления розничной торговли дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Данный пункт распоряжением Главы Республики Карелия от 31 марта 2020 года N190-р дополнен абзацем следующего содержания:
"Продажа иных групп товаров в торговых организациях, осуществляющих торговлю продовольственными товарами и (или) предметами первой необходимости, допускается только в случае, если указанная торговля осуществляется на единых торговых площадях без расширения численности персонала и при условии, что объём общей выручки от продажи продовольственных товаров и (или) предметов первой необходимости составляет не менее 90 процентов от общего объёма выручки".
В указанный подпункт вносились изменения распоряжениями Главы Республики Карелия от 14 апреля 2020 года N215-р, от 27 апреля 2020 года N241-р, от 9 мая 2020 года N255-р, от 14 мая 2020 года N295-р, от 23 мая 2020 года N318-р, от 25 мая 2020 года N320-р, от 29 мая 2020 года N330-р, от 5 июня 2020 года N339-р, от 8 июня 2020 года N344-р, от 14 июня 2020 года N350-р.
По состоянию на 23 июля 2020 года подпункт 1 пункта 11.10 Распоряжения от 12 марта 2020 года N127-р действовал в следующей редакции: "Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю, обеспечить:
вход и нахождение посетителей (потребителей) только в средствах индивидуальной защиты (масках), работу персонала торгового объекта только в индивидуальных средствах защиты (масках, перчатках), а также работу персонала, осуществляющего непосредственное взаимодействие с посетителями (потребителями), - в очках или лицевых защитных экранах в случае отсутствия защитных экранов (перегородок) между персоналом и посетителями (потребителями). Защитный экран (перегородка) в данном случае должен быть высотой не менее 2, 2 метра от пола и шириной не менее 1, 5 метра;
единовременное нахождение посетителей (потребителей) в объекте розничной торговли, из расчёта не более одного посетителя (потребителя) на 30 кв. метров общей площади торгового объекта, в случае если общая площадь торгового объекта составляет менее 200 кв. метров - не более одного посетителя (потребителя) на 20 кв. метров;
при скоплении очереди (во входной, кассовой зоне) организацию ожидания с соблюдением принципа социального дистанцирования не менее 1, 5 метра. Для входной зоны организовывать ожидание на улице;
на торговых площадях, где представлен ассортимент продуктов питания для самостоятельной навески (упаковывания), места обработки рук посетителей (покупателей) кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками;
на входе в объект розничной торговли и в торговых помещениях размещение информации об обязательности нахождения посетителей (покупателей) в средствах индивидуальной защиты (масках), а также об ответственности за нарушение требований настоящего распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рекомендовать организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю:
исключить возможность посетителям (покупателям) проводить самостоятельную навеску продуктов питания, реализацию товаров осуществлять в упакованном виде;
осуществлять обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей (покупателей) путём использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешённых для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование.
На территории Республики Карелия допускается работа организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся собственниками отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) площадью не менее 2000 кв. метров, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомобилей (далее - торговые центры (комплексы), передающих на любом законном праве помещения данного здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, при условии обеспечения собственниками торговых центров (комплексов) следующих требований:
обеспечить вход и нахождение в торговом центре (комплексе) только в средствах индивидуальной защиты (масках), в том числе обеспечить возможность приобретения (предоставления) посетителями (потребителями) средств индивидуальной защиты при входе в торговый центр (комплекс), а также рекомендовать разграничить зоны входа/выхода для входящих и выходящих посетителей (потребителей);
обеспечить единовременное нахождение посетителей (потребителей) в торговом центре (комплексе) из расчёта не более одного посетителя (потребителя) на 50 кв. метров общей площади торгового центра (комплекса), при скоплении очереди во входной зоне обеспечить организацию ожидания с соблюдением принципа социального дистанцирования на улице;
организовать при входе места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе с установлением дозаторов, парфюмерно-косметической продукцией (жидкости, лосьоны, гели, с аналогичным содержанием спиртов) или дезинфицирующими салфетками;
обеспечить на входе в каждый торговый объект, объект бытового обслуживания, расположенный в торговом центре (комплексе), размещение информации о предельном количестве посетителей (потребителей), которые могут находиться на общей площади данного торгового объекта, объекта бытового обслуживания;
проводить санитарную обработку помещения торгового центра (комплекса), а также твёрдых контактных поверхностей общественных зон с применением дезинфицирующих средств.
Организациям (индивидуальным предпринимателям), являющимся собственниками нежилых зданий (строений, сооружений) площадью менее 2000 кв. метров, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, обеспечить социальное дистанцирование между посетителями (покупателями) не менее 1, 5 метра в местах общего пользования в указанных зданиях (строениях, сооружениях).
Осуществление деятельности с нарушением правил, установленных настоящим распоряжением, подлежит приостановлению в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Общество с ограниченной ответственностью "Пидлиснюк и партнеры" (далее ООО "Пидлиснюк и партнеры", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим подпункт 1 пункта 11.10 распоряжения от 12 марта 2020 года N127-р (в редакции распоряжения Главы Республики Карелия от 31 марта 2020 года N 190-р).
По мнению административного истца, оспариваемая норма принята при превышении полномочий Главы Республики Карелия, противоречит подпункту "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N206, подпункту "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N239, Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N762-р, и нарушает права и законные интересы общества, поскольку в результате её применения с 1 апреля 2020 года по дату предъявления иска в суд деятельность общества приостановлена и организация несёт убытки в виде неполученных доходов, которые могла бы получить при обычных условиях гражданского оборота.
В Верховный Суд Республики Карелия также поступило административное исковое заявление Пидлиснюка Д.А. о признании противоречащем действующему законодательству пункта 8.2 этого же распоряжения (в редакции Распоряжения Главы Республики Карелия от 27 марта 2020 года N 182-р) во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 11.10 распоряжения.
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемая норма противоречит статье 27 Конституции Российской Федерации, статьям 1 и 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N52421-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", незаконно ограничивает (нарушает) конституционное право граждан Российской Федерации, жителей города Сегежа Республики Карелия, в том числе и его, на свободу передвижения.
Определением суда от 2 июля 2020 года дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство (том 2, л.д.4-5).
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 23 июля 2020 года в удовлетворении административных исков отказано (том 2, л.д.138-146).
В апелляционной жалобе административный истец Пидлиснюк Д.А. просит судебное решение отменить и принять новое, которым административный иск удовлетворить (том 2, л.д.155-158).
Относительно апелляционной жалобы Главой Республики Карелия и Администрацией Главы Республики Карелия (том 2, л.д.175-176), участвующим в деле прокурором (том 3, л.д.14-20) представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного судебного решения.
Оспариваемое в части распоряжение 15 марта 2021 года размещено на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Разрешая требования административных исков о признании не действующими пункта 8.2 и подпункта 1 пункта 11.10 распоряжения от 12 марта 2020 года N 127-р, введённых в действие распоряжением от 27 марта 2020 года N 182-р (подпункт 1 пункта 11.10 в редакции распоряжения от 31 марта 2020 года N 190-р), суд первой инстанции проверил на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые правовые нормы в вышеназванных редакциях.
Вместе с тем, оспариваемый пункт 8.2 распоряжения утратил силу в связи с изданием распоряжения Главы Республики Карелия от 29 июня 2020 года N383-р.
Оспариваемый подпункт 1 пункта 11.10 распоряжения от 12 марта 2020 года N 127-р на дату рассмотрения дела судом первой инстанции являлся не действующим в связи с внесением рядом распоряжений Главы Республики Карелия последовательных изменений, в связи с чем по состоянию на дату рассмотрения дела судом первой инстанции по существу он действовал в редакции, не предусматривающей приостановление работы каких-либо объектов розничной торговли.
Однако поскольку установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами ограничения применялись, в том числе в отношении административных истцов, они подлежали судебной проверке по существу в порядке нормоконтроля.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 1, 3, 4, 11, 28 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статей 6, 29, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N239, статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005 года N938-ЗРК "О некоторых вопросах защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия", пришёл к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом власти с соблюдением требований действующего законодательства, предъявляемым к форме правового акта.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно пунктам "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с частью 1 статьи 1 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N98-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N98-ФЗ к чрезвычайной ситуации также отнесено распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 данной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 указанного нормативного правового акта предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 этого же закона (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N98-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 (далее Правила) и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу положений статьи 19 данного Федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Учитывая приведённые выше положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ошибочно полагать о несоответствии оспариваемых норм, устанавливающих правила поведения при введении режима повышенной готовности, подпункту "д" пункта 10 статьи 4.1 этого Федерального закона.
Более того, поскольку Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правилами не установлен перечень возможных дополнительных ограничительных мер, установление таких мер оспариваемым нормативным правовым актом не свидетельствует о его несоответствии нормам, имеющим большую юридическую силу.
По аналогичным основаниям является несостоятельной ссылка на невозможность реализации мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, в том числе через призму и установления правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Как следует из преамбулы оспариваемого распоряжения, его нормативной основой являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Республики Карелия от 26 декабря 2005 года N938-ЗРК "О некоторых вопросах защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
Исходя из приведённого федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, вопреки доводам административных истцов, что Глава Республики Карелия наделён полномочиями по введению на территории Республики Карелия режима повышенной готовности и установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена постановлениемостановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N66 в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Оспариваемыми нормами временно установлены обязательные правила поведения для организаций и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, при реализации ими такой деятельности по продаже объектов розничной торговли, реализующих продовольственные (и) или непродовольственные товары первой необходимости, конкретизирующие организационный порядок такой деятельности в период распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 данного Федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 31 этого же Федерального закона предусмотрено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
К ограничительным мероприятиям (карантину) относятся административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац 15 статьи 1 указанного закона).
В силу положений абзаца 4 статьи 6 и пункта 2 статьи 31 этого же нормативного правового акта ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N529 установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населённых пунктов данного субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
С учётом приведённых норм в их взаимосвязи с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является правильным вывод суда, что при принятии оспариваемого распоряжения, которым на территории Республики Карелия в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) введён режим повышенной готовности для органов управления и сил региональной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и которым установлены обязательные для исполнения организациями (и индивидуальными предпринимателями) правила поведения, Глава Республики Карелия действовал в пределах своих полномочий.
Не могут быть признаны обоснованными доводы о принятии высшим должностным лицом субъекта федерации оспариваемого распоряжения с превышением должностных полномочий, в том числе с учётом того, что принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30 марта 2020 года N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, устанавливающих требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товарами первой необходимости), переход на удалённый режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций, отнесено к числу мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи вышеназванной инфекции.
Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введённых оспариваемым в части распоряжением в границах территории Республики Карелия ограничительных мер, включая вышеназванные меры, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределённого круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Нормы, являющиеся предметом судебной проверки, согласуются с Правилами поведения, обязательными для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417.
Таким образом, суд правильно признал, что оспариваемое в части распоряжение принято Главой Республики Карелия в пределах его полномочий по введению ограничительных мер и установлению обязательных для исполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности с соблюдением требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 30 марта 1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Введённые оспариваемыми нормами распоряжения ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека, так как направлены на предотвращение распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), которая повлекла и может еще повлечь значительные человеческие жертвы, в целях защиты жизни и здоровья людей, находящихся на территории Республики Карелия.
Данные права являются наивысшим благом и наиболее значимым конституционным правом каждого человека и гражданина, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, которые подвергаются риску заражения в случае несоблюдения гражданами и организациями ограничительных мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Исходя из изложенного суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для признания оспариваемых положений распоряжения не действующими и отказал в удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы, что в пункте 11.10 распоряжения установлено правило об объёме выручки от продажи непродовольственных товаров и (или) предметов первой необходимости, согласно которому он должен был составлять (в период действия нормы) не менее 90% от общего объёма выручки, что является превышением полномочий регионального законодателя, поскольку такое правовое предписание не установлено в распоряжении Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N762-р "Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости", не может повлиять на правильность судебного решения. Как указано ранее, в нормативных правовых актах региональному законодателю предоставлено право предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, исчерпывающий перечень которых на уровне федерального законодательства не определён ввиду компетентностей прерогативы на это регионального нормотворца.
Не является состоятельным и довод истцов об ограничении оспариваемым указом конституционных прав граждан, поскольку законом, регулирующим правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Именно положениями данного Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Установленные данным нормативным правовым актом ограничения носят временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения коронавирусной инфекции COVID-2019, соразмерны конституционно значимым целям и соответствуют критериям, определённым Конституцией Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, не противоречат требованиям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ограничительные меры в отношении организаций, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (продажу товаров (продуктов питания) и (или) непродовольственных товаров первой необходимости), в виде запрета на реализацию такой деятельности оспариваемыми нормами не введены.
В оспариваемом нормативном правовом акте дискриминирующие правовые установления отсутствуют.
Принятые меры, содержащие уравновешивающие публичный, общественный и частный интерес факторы, являются пропорциональными.
Доводы жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого решения, они проверялись судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таком положении оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы, повторяющим позицию административного истца по существу требований, выраженную в суде первой инстанции, не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пидлиснюка Д.А. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.