Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Шеломановой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 15 февраля 2021 года в суд первой инстанции (направлено почтовой корреспонденцией 9 февраля 2021 года) кассационную жалобу Королькова А.О. на решение Костромского районного суда Костромской области от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 16 ноября 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании уведомления администрации Костромского муниципального района Костромской области (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-672/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Королькову А.О, являющемуся арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, расположенного примерно в 100 м по направлению на северо-восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес", "адрес", по договору аренды с Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области от 13 декабря 2019 года на срок по 12 июня 2021 года, администрацией Костромского муниципального района 20 января 2020 года выдано уведомление о соответствии параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, заявленного им на указанном земельном участке.
5 марта 2020 года Корольков А.О. обратился в администрацию Костромского муниципального района с уведомлением об окончании строительства индивидуального жилого дома.
Уведомлением от 16 марта 2020 года N 05/2020 Королькову А.О. сообщено о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а именно параметры построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 статьи 55 ГрК РФ обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ и другими федеральными законами. Построенный объект имеет сборно-разборный характер конструкции, отсутствие прочной связи с землей, в связи с чем данное строение не является жилым домом и объектом недвижимого имущества.
Корольков А.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Костромского муниципального района Костромской области об оспаривании указанного уведомления от 16 марта 2020 года, мотивируя требование тем, что все параметры разрешенного строительства, приведенные в части 1 статьи 38 ГрК РФ им соблюдены в полном объеме. Дом возведен на фундаменте, обеспечивающем прочную связь с землей. Кроме того, административный ответчик не обладает полномочиями по установлению факта наличия или отсутствия фундамента, не имеет экспертных познаний в области строительства. Указание о том, что строение не является объектом недвижимого имущества противоречит выводу кадастрового инженера, подготовившего Технический план здания.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 16 ноября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Королькова А.О. отказано.
В кассационной жалобе Корольковым А.О. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в случае, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 1 части 19 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.
В целях проектирования, строительства, реконструкции жилых одноквартирных домов с количеством наземных этажей не более чем три, отдельно стоящих или блокированной застройки Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр утвержден и введен в действие Свод правил "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001".
В соответствии с СП 55.13330.2016 дом должен включать жилые комнаты - одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню [в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу], ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную) или совмещенный санузел, переднюю.
В нарушение данной нормы в состав помещений обследуемого объекта входят два помещения с неопределенным функциональным назначением.
Высота помещений жилых комнат и кухни в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА по СП 131.13330 должна быть не менее 2, 7 м, а в остальных - не менее 2, 5 м в соответствии с СП 54.13330. Высоту комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде или имеющих наклонные потолки или стены, допускается принимать не менее 2, 3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высоту помещений допускается принимать не менее 2, 1 м (пункт 6.2).
В нарушение этого требования высота помещений, т.е. расстояние от уровня пола до потолка составляет 2, 21 м вместо 2, 5.
Для обеспечения естественной вентиляции должна быть предусмотрена возможность проветривания помещений дома через окна, форточки, фрамуги и другие вентиляционные отверстия (пункт 9.6).
Согласно пункту 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
В нарушение указанных норм оконные блоки глухие, закреплены с помощью брусков сечением 50х50 мм по наружному контуру сруба. Конструкция окон, не имеющих форточек или поворотно-откидных створок, не обеспечивает естественную вентиляцию помещений.
Перечисленные нарушения обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства установлены проведенной в ходе рассмотрения по настоящему делу судебной строительно-технической экспертизой (заключение ООО "Костромское областное общество защиты прав строителей" от 14 августа 2020 года N 54).
Указанным заключением также установлены нарушения СП 435.1325800.2018 и СП 70.13330.2012 в части требований к качеству бетонной поверхности цокольной части фундаментальной ленты;
ГОСТ 30974-2002 "Соединения угловые деревянных брусчатых и бревенчатых малоэтажных зданий. Классификация, конструкция, размеры" в части требований к брусу по наличию фасок;
СП 64.13330.2017 "Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80 (с изменениями NN 1, 2)" в части расстояния от поверхности земли до нижнего окладного венца сруба;
в части величины выноса свеса кровли;
в части доступа для профилактических ремонтов и проветривания несущих конструкций пола (в цокольной части отсутствуют продухи) и несущих конструкций стропильной крыши;
СП 70.13330.2012 в части отклонения граней венцов брусчатого сруба от вертикальной плоскости, превышающих нормативные значения;
ГОСТ 8486-86 в части использования для сруба брусьев с острым обзолом;
ГОСТ 475-2016 "Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия" в части требования к наружным входным дверям.
Таким образом, поскольку параметры построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствовали предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности оспариваемого уведомления.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что на момент вынесения оспариваемого уведомления от 16 марта 2020 года административный ответчик не имел доказательств факта, положенного в основу отказа в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям законодательства, являются несостоятельными.
В направленном в адрес Королькова А.О. уведомлении от 16 марта 2020 года содержались нарушения Свода правил "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" относительно отсутствия вспомогательных помещений и высоты помещений.
Полномочия административного ответчика по направлению застройщикам уведомлений о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенного объекта таким требованиям, а также по проведению соответствующей проверки судами нижестоящих инстанций проверены и со ссылками на нормы градостроительного законодательства подробно изложены в обжалуемых судебных актах, вследствие чего доводы жалобы об обратном несостоятельны и на их законность не влияют.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящих судов, суды с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы судов не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений, судами не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы Королькова А.О. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Костромского районного суда Костромской области от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Королькова А.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Л.В. Шеломанова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 марта 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.