Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Кузнецовой Н..А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы потерпевшего Рогожина В.В., его представителя Ивлиева Д.В. на постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 28 января 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Курихина С.Г., установил:
постановлением судьи Волжского районного суда города Саратова от 28 января 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Курихина С.Г. прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
С данным постановлением не согласились потерпевший Рогожин В.В. и его представитель Ивлиев Д.В, в жалобах просят его отменить, возвратив материал в отношении Курихина С.Г. на новое рассмотрение. В обоснование жалоб ссылаются на допущение судом первой инстанции существенных процессуальных нарушений, выразившихся в неточном изложении ходатайств и пояснений как самого Рогожина В.В, так и его представителя, необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о вызове и допросе свидетелей. Также полагают, что суд первой инстанции обязан был возвратить материал должностному лицу полиции, учитывая наличие существенных недостатков протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании потерпевший Рогожин В.В, его представитель Ивлиев Д.В. поддержали жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам, защитник Курихина Сотников А.А. возражал против доводов жалобы, поддержав письменные возражения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность постановления судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 6.1.1 КоАП РФ нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о допущении должностным лицом отдела полиции существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу: требований статьи 28.2 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие в материалах дела сведений об отсутствии надлежащего извещения Курихина С.Г. о его составлении и о внесении изменений в протокол об административном правонарушении 01 октября 2020 года и 05 ноября 2020 года, о направлении копии протокола об административном правонарушении после внесения в него изменений.
Полагаю возможным согласиться с данными выводами судьи районного суда, они подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, а доводы, изложенные в жалобе потерпевшего, его представителя, их не опровергают.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Согласно пункту 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года N 234 (далее - Правила), почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней (пункт 34 Правил).
Из материалов дела следует, что о составлении протокола об административном правонарушении 01 октября 2020 года Курихин С.Г. извещался должностным лицом полиции посредством направления 24 сентября 2020 года соответствующего извещения. При этом данная корреспонденция была вручена Курихину С.Г. только 02 октября 2020 года, то есть после составления данного протокола. Таким образом, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие Курихина С.Г, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение его права на защиту.
Установив, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу.
При этом судья районного суда обоснованно исходил из того, что указанные процессуальные нарушения являются существенными, при этом возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, утрачена.
Доводы жалобы о том, что при установленных обстоятельствах судье районного суда надлежало возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу, являются необоснованными.
По настоящему делу должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении было допущено такое существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое может быть устранено только путем возвращения протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков путем его пересоставления.
Однако несмотря на неоднократное возвращение районным судом материала должностному лицу, существенные недостатки протокола, которые возможно было устранить только путем пересоставления протокола, но не путем внесения каких-либо изменений, надлежащим образом устранены не были, кроме того, данное дело было рассмотрено по существу.
Вместе с тем возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
Это следует из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, согласно которой возвращение протокола возможно только при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению и не допускается при разрешении его по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу, должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Таким образом, возможность устранения указанного выше недостатка протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков со стадии нового рассмотрения недопустимо.
При таких обстоятельствах, учитывая, что существенных процессуальных нарушений судьей районного суда допущено не было, постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 28 января 2021 года следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 28 января 2021 года оставить без изменения, жалобы потерпевшего Рогожина В.В, его представителя Ивлиева Д.В. - без удовлетворения.
Судья Т.Е. Шмидт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.