Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего -
Василенко И.И, судей
Тогубицкого В.А. и Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца - Яшкова В.Л. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г, которым частично удовлетворено исковое заявление в интересах Министерства обороны Российской Федерации о взыскании в порядке регресса с проходящего военную службу по контракту сержанта Косьяна Карекина Карекиновича денежных средств в счет возмещения материального ущерба.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Василенко И.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
28 ноября 2017 г. Косьян К.К, выполняя служебное задание на принадлежащем Министерству обороны Российской Федерации автомобиле " "данные изъяты"", нарушив Правила дорожного движения Российской Федерации, совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого принадлежащему Савиных Н.В. автомобилю причинены механические повреждения.
В порядке исполнения вступившего в законную силу решения Ленинского городского суда г. Ростова-на-Дону от 14 мая 2019 г. (с изменениями, внесенными апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 августа 2019 г.), в ноябре 2019 года Министерство обороны Российской Федерации перечислило на банковский счет Н.В. 160 880 руб. в счет возмещения причиненного ущерба и понесенных этим лицом судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с Косьяна К.К. в порядке регресса выплаченных Министерством обороны Российской Федерации на основании судебного постановления денежных средств в указанном размере.
Решением гарнизонного военного суда исковое заявление удовлетворено частично.
Суд привлек Косьяна К.К. к ограниченной материальной ответственности в размере одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
В удовлетворении искового заявления на большую сумму судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что Министерство обороны Российской Федерации возместило причиненный Косьяном К.К. вред, а поэтому в силу ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к нему в полном размере. Однако суд, неверно определив основания иска, привлек ответчика к ограниченной материальной ответственности, применив положения Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 28 ноября 2017 г. Косьян К.К, выполняя служебное задание на принадлежащем Министерству обороны Российской Федерации автомобиле " "данные изъяты"", совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю " "данные изъяты"", принадлежащему Н.В. причинены механические повреждения.
В последующем на основании вступившего в законную силу решения Ленинского городского суда г. Ростова-на-Дону от 14 мая 2019 г. (с изменениями, внесенными апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 августа 2019 г.), Министерство обороны Российской Федерации перечислило на банковский счет Н.В. 160 880 руб. в счет возмещения причиненного ущерба и иных понесенных в связи с этим расходов, что свидетельствует о причинении Косьяном К.К. истцу материального ущерба.
В силу пункта 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации (ст. 3 указанного закона).
При этом в силу пункта 1 ст. 1, пункта 2 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинской частью, подлежат привлечению к материальной ответственности на основании указанного закона, которым необходимо руководствоваться при разрешении данного дела.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку причинение Косьяном К.К. ущерба, который в последующем был возмещен Министерством обороны Российской Федерации третьему лицу, произошло в период исполнения ответчиком обязанностей военной службы, мнение подателя жалобы о необходимости применения при разрешении спорных правоотношений по данному делу положений ст. 1081 ГК РФ является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 3 и пунктом 1 ст. 4 названного Федерального закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Нарушение Косьяном К.К. Правил дорожного движения Российской Федерации, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, не свидетельствует об умышленном причинении ответчиком ущерба и характеризуется неосторожной формой вины. Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик причинил ущерб по неосторожности.
Следовательно, в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" Косьян К.К. подлежит привлечению к ограниченной материальной ответственности в размере одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. При этом данная сумма не превышает размер денежных средств, взысканных с Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем вопросы, касающиеся взыскания с военного ведомства на основании судебных постановлений иных денежных средств, на правильность выводов гарнизонного военного суда не влияют.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г. по исковому заявлению в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Косьяну Карекину Карекиновичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.