Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Патланя В.А, Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований капитан-лейтенанта запаса Калугина Владимира Степановича о признании незаконным приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, связанных с закреплением на праве оперативного управления за Федеральным государственным казённым учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и поступивших возражений, судебная коллегия
установила:
Калугин В.С. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 2775 в части закрепления на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес"
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы указывает, что оспариваемый приказ создает препятствия в реализации его жилищных прав, поскольку лишает его оснований для оформления указанной квартиры в собственность.
Калугин В.С. утверждает, что суд не учел обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 мая 2019 г, постановлением Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 августа 2020 г, решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 июля 2020 г.
Административный истец указывает, что ссылаясь на оспариваемый им приказ Федеральное государственное казённое учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации пытается оспорить распоряжение директора Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 18 декабря 2018 г. N 20379-РДИ о включении занимаемой им квартиры в реестр собственности г. Севастополя.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных ответчиков - Алексеенко А.П. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных организаций.
Согласно подпунктам 68 и 71 п. 7 того же Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет распоряжение жилищным фондом, закрепленным за ним, в соответствии с его назначением, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской.
Как закреплено в Положении о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. N 444, к основным задачам данного Департамента относится, в том числе, реализация полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Названный Департамент принимает решения по вопросам закрепления имущества Вооруженных Сил Российской Федерации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями.
Из Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины от 16 марта 2000 г. следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", является объектом, построенным и приобретенным за счет средств Российской Федерации и подлежащим оформлению в собственность уполномоченного российской стороной органа.
Во исполнение указанного Соглашения право собственности на поименованный дом было зарегистрировано за Правительством Российской Федерации.
По делу установлено, что в феврале 1999 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы Калугину В.С. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес"
В октябре 1999 года истец, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командующего Черноморским флотом от 20 января 2005 г. N 28 предоставленная Калугину В.С. квартира исключена из числа служебных в связи с его увольнением с военной службы.
При этом, истец неоднократно обращался в различные органы государственной власти по вопросу оформления данного жилого помещения в его собственность.
Сообщениями 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 25 января и 8 февраля 2018 г. NN 184/07/796 и 184/07/1499 ему разъяснялось, что занимаемая им квартира передана ему для постоянного проживания.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 2775 жилое помещение по адресу: "адрес" передано в оперативное управление Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, распоряжением директора Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 18 декабря 2018 г. N 20379-РДИ жилое помещение по адресу: "адрес" включено в реестр собственности г. Севастополя.
При этом постановлением Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г. отказано в удовлетворении исковых требований Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным вышеназванного распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
В свою очередь вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 июля 2020 г. за Калугиным В.С. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Данные обстоятельства, имеющее в силу части 2 ст. 64 КАС Российской Федерации преюдициальное значение, имеют существенное значение для дела, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, при таких условиях оспариваемый административным истцом приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 2775 в настоящее время каких-либо прав Калугина В.С. не нарушает.
Вопреки доводам жалобы гарнизонный военный суд правильно определилвсе имеющие значение для дела обстоятельства, в том числе установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе.
Таким образом, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Калугина Владимира Степановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи В.А. Патлань
И.Н. Потапченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.