Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А, судей Патланя В.А. и Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика-Бирюковой О.В. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г, которым частично удовлетворены требования майора Турдайкина Сергея Владимировича об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - единый расчетный центр) и начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с невыплатой ежемесячных денежных компенсаций за 2019 и 2020 г.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия
установила:
Турдайкин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконными действия руководителя единого расчётного центра и начальника управления финансового обеспечения, связанных с невыплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, за период с января 2019 г. по ноябрь 2020 г. в размере 22908 руб. 97 коп, а также ежегодной компенсации за вред здоровью за тот же период в размере 2550 руб. 01 коп, всего на общую сумму 25458 руб. 98 коп, возложив на указанных должностных лиц обязанность произвести ему данную выплату. Кроме того, административный истец просил суд взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины, в размере 300 руб.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия руководителя единого расчётного центра, связанные с невыплатой Турдайкину С.В. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы за период с января 2019 г. по ноябрь 2020 г. и ежегодной компенсации за вред здоровью за 2019 и 2020 г. и взыскал с названного финансового органа в пользу административного истца компенсационные выплаты за указанный период в сумме 25458 руб. 98 коп, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении требований административного истца к управлению финансового обеспечения судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, автор жалобы указывает, что отсутствие в единой базе (далее - ПИРО "Алушта") сведений о необходимости начисления Турдайкину С.В. вышеприведенных компенсаций исключает возможность начисления ему оспариваемых выплат. Между тем как внесение в ПИРО "Алушта" сведений либо приказов командования по военнослужащим и лицам гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации в полномочия единого расчетного центра не входит, поскольку вносятся должностными лицами соответствующего кадрового органа, что свидетельствует об отсутствии неправомерных действий со стороны финансового органа по отношению к административному истцу.
Также податель жалобы указывает, что учитывая требования действующего законодательства, производство компенсационных выплат без предоставления административным истцом полного комплекта документов, включающего справку учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт утраты им трудоспособности (без установления инвалидности), не имеется. Позиция Астраханского гарнизонного военного суда, изложенная в решении от 4 февраля 2020 г. в части законности установления Турдайкину С.В. компенсационных выплат без предоставления полного комплекта документов, не может служить основанием для несоблюдения требований действующего законодательства, так как была изложена в рамках рассмотрения иного дела о взыскании с должностных лиц денежных сумм в счет возмещения ущерба и предметом спора не являлась.
В возражениях на апелляционную жалобу Турдайкин С.В. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
В силу ст. 39 Закона, гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч.1 ст. 13 Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.
В целях реализации Закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, в котором определены, в том числе, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно п. 2 указанных Правил, для получения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагается в том числе заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки.
По делу установлено, что 25 марта 2009 г. Турдайкину С.В. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, а 3 октября 2019 г. выдано соответствующее удостоверение как гражданину, получившему или перенесшему лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
До настоящего времени Турдайкин С.В. проходит военную службу в войсковой части N наблюдается у врача и лечит заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с имеющимися в материалах дела выписками из приказов командира войсковой части N за 2019 г. и 2020 годы Турдайкину С.В. установлены оспариваемые компенсационные выплаты за период с января 2019 г. по ноябрь 2020 г. на основании п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) на общую сумму 22908 руб. 97 коп. Кроме того, на основании ст. 39 Закона истцу установлена к выплате ежегодная компенсация за вред здоровью за 2019 и 2020 г. на общую сумму 2550 руб. 01 коп.
Указанные приказы до их издания командиром войсковой части N прошли согласование в управлении финансового обеспечения, при этом, согласно сообщения начальника управления финансового обеспечения от 28 мая 2020 г. в адрес единого расчетного центра, при вводе в ПИРО "Алушта" приказов командира войсковой части N на осуществление причитающихся Турдайкину С.В. компенсационных выплат, выявлено отсутствие кода вида оплаты.
При этом, как это видно из имеющейся в материалах дела переписки, управление финансового обеспечения неоднократно обращалось в ЕРЦ с просьбой о внесении в ПИРО "Алушта" соответствующего кода вида оплаты, отсутствие которого препятствовало вводу необходимых для выплаты сведений.
Поскольку Турдайкин С.В. участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и получил заболевание, суд первой инстанции, вопреки утверждениям в жалобе, пришел к обоснованному выводу, что он безусловно имеет право на получение спорных компенсационных выплат за период с января 2019 г. по ноябрь 2020 г. в соответствии с изданными командованием в установленном порядке приказами.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Астраханского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2020 г. по гражданскому делу N 2-199/2020 и апелляционным определением Южного окружного военного суда от 22 апреля 2020 г. N 33-410/2020.
Вопреки приведенным в жалобе доводам, действующие нормативные правовые акты не содержат положений, исключающих возможность получения Турдайкиным С.В. компенсационных выплат. Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, оотсутствие в ПИРО "Алушта" кода вида оплаты не является основанием для невыплаты предусмотренных вышеприведенными нормоположениями компенсаций.
Поэтому суд пришел к обоснованному выводу о незаконности действий руководителя единого расчётного центра, связанных с невыплатой Турдайкину С.В. оспариваемых компенсаций, правомерно взыскав с названного финансового органа в его пользу 25458 руб. 98 коп, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
При этом судом обоснованно отказано в удовлетворении требований административного истца к управлению финансового обеспечения, поскольку в соответствии с указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2018 г. N 182/6/9020, выплата пособий и компенсаций военнослужащим за вред, причинённый их здоровью и имуществу вследствие радиационных катастроф и аварий, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, с 1 января 2019 г. осуществляется через единый расчётный центр.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению Турдайкина Сергея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.