Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С, судей Ганченковой В.А, Ериной Н.П, при секретаре Лебедевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 24 марта 2021 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Иксановой Н.И, Ванюшкина С.Н. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить жилые помещения взамен изымаемых для муниципальных нужд по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Иксанова Н.И, Ванюшкин С.Н. обратились в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить жилые помещения взамен изымаемых для муниципальных нужд.
В обоснование исковых требований указано, что на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10 сентября 2014 г. N 12, а также постановления Главы администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2018 г. N 3088 "О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу" жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по адресу: "адрес", признаны непригодными для проживания, а вышеуказанный многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 25 февраля 2020 г. N 309 помещения в указанном многоквартирном доме, а также земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Они являются собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме.
19 ноября 2019 г. ответчиком в их адрес были направлены уведомления о необходимости проведения (совместно с другими собственниками помещений в многоквартирном доме) мероприятий по сносу жилого дома, в котором находятся принадлежащие им жилые помещения.
В целях обеспечения их жилищных и имущественных прав при переселении из занимаемых ими жилых помещений, им предлагалось на выбор: заключить с администрацией соглашения о мене жилых помещений, в результате исполнения которых взамен принадлежащих на праве собственности жилых помещений будут переданы в собственность жилые помещения общей площадью не менее принадлежащих им; заключить с администрацией соглашения о выплате выкупной стоимости за принадлежащие им жилые помещения. В указанных письмах предлагалось в пятидневный срок с момента получения уведомлений выбрать способ реализации обеспечения жилищных и имущественных прав при переселении из занимаемых истцами жилых помещений.
В сентябре 2020 года они получили уведомления об изъятии для муниципальных нужд принадлежащих им долей земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: "адрес", а также жилых помещений. Они получили проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, предусматривающие выкуп изымаемого имущества по его рыночной стоимости, а также отчёты об оценке рыночной стоимости принадлежащего изымаемого имущества и заключение о размере убытков, связанных с изъятием имущества.
Вместе с тем, желания получать от ответчика денежные возмещения за изымаемые у них жилые помещения и доли земельного участка нет, так как они намерены взамен изымаемых помещений и долей земельного участка получить от ответчика другие жилые помещения, равноценные по площади.
Считают, что они приобрели право на получение жилого помещения взамен изымаемого в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53, а не только на получение выкупной цены изымаемых жилых помещений и долей земельного участка в связи со сносом многоквартирного дома, в котором они располагаются, в связи с чем полагают, что администрация городского округа Саранск должна быть понуждена к заключению соглашений о мене жилых помещений, в результате исполнения которых взамен принадлежащих на праве собственности жилых помещений и долей земельного участка им будут переданы в собственность жилые помещения общей площадью не менее принадлежащих.
Кроме того, указано, что своё право на получение жилого помещения взамен изымаемого в связи со сносом многоквартирного дома в порядке частей 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации они приобрели в декабре 2018 года в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также в связи с включением указанного дома в феврале 2019 года в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", то есть в период действия старой редакции статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, их нельзя считать приобретшими право собственности на занимаемые ими жилые помещения после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В уточнение требований просили суд: возложить на администрацию городского округа Саранск обязанность предоставить Ванюшкину С.Н. в собственность жилое помещение общей площадью не менее 10, 7 кв.м взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10, 7 кв.м, по адресу: "адрес", изымаемой в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53; обязать администрацию городского округа Саранск предоставить Иксановой Н.И. в собственность жилое помещение общей площадью не менее 10, 5 кв.м, взамен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10, 5 кв.м, по адресу: "адрес", изымаемой в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 декабря 2020 г. исковые требования Иксановой Н.И. и Ванюшкина С.Н. удовлетворены.
С администрации городского округа Саранск в пользу истцов в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины взыскано по 300 рублей в пользу каждого.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Кистенев К.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, а также исключить из мотивировочной части решения суда абзац "Таким образом, процедура принятия решения о признании помещений непригодными для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу завершена 29 декабря 2018 г.".
Считает вывод суда о дате завершения процедуры принятия решения о признании помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ошибочным, поскольку жилые помещения по адресу: "адрес" признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от 10 сентября 2014 г. Постановлением администрации от 29 декабря 2018 г, которое не утратило силу, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу с даты принятия межведомственной комиссией решения, то есть с 10 сентября 2014 г. В связи с тем, что дом признан аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2017 г, он был включён в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", в пункте 330 Приложения 4 которой также указана дата признания дома аварийным 10 сентября 2014 г. и установлена планируемая дата окончания переселения до 31 декабря 2020 г.
Кроме того указано, что с учётом даты заключения истцами договоров дарения - 30 сентября 2014 г, на основании которых они стали единоличными собственниками принадлежащих им жилых помещения, их право собственности на жилые помещения возникло после признания дома аварийным, то есть после 10 сентября 2014 г. Полагает, что к возникшим правоотношениям подлежат применению положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступивших в силу 28 декабря 2019 г. и применяемых вне зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение.
Считает, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачётом его стоимости в выкупную цену. Ввиду того, что соглашение между сторонами не достигнуто, то, следовательно, истцами избран ненадлежащий способ защиты прав. Обеспечение жилищных прав истцов возможно лишь путём признания за ними права на получение жилого помещения в рамках Программы.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа Саранск Токарев С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, Иксанова Н.И. и Ванюшкин С.Н. относительно них возразили.
В судебное заседание представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Иксановой Н.И. на основании договора передачи "N" от 5 декабря 2006 г. и договора дарения доли комнаты в общежитии от 13 сентября 2014 г. принадлежит комната общей площадью 10, 50 кв.м, находящаяся по адресу: "адрес" (т. 1, л.д. 10, 11, 12, 163-164).
Ванюшкину С.Н. на основании договора передачи "N" от 5 декабря 2006 г. и договора дарения доли комнаты в общежитии от 13 сентября 2014 г. принадлежит комната общей площадью 10, 70 кв.м, находящаяся по адресу: "адрес" (т. 1, л.д. 9, 11, 12, 161-162).
Изначально, указанные комнаты в малосемейном общежитии по "адрес", размером 21, 11 кв.м, были предоставлены в пользование Иксановой Н.И. с составом семьи Иксанова Н.И. - глава семьи, И.О.И. - дочь, Ванюшкин С.Н. - сын, что следует из копии ордера на жилую площадь в общежитии N 169 от 28 мая 1997 г. (т. 2, л.д.16).
Затем право собственности на занимаемые жилые помещения в многоквартирном "адрес" - комнату "N" общей площадью 10, 7 кв.м, и комнату "N" общей площадью 10, 5 кв.м - истцы приобрели в 2006 году в порядке их приватизации.
Согласно заявлению от 19 октября 2006 г. М.О.И. дала согласие на приватизацию комнат N "адрес" "адрес" остальными членами семьи, без включения её в состав собственников (т. 2, л.д. 6).
5 декабря 2006 г. Иксанова Н.И. и Ванюшкин С.Н. обратились к директору Муниципального учреждения "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" с заявлением о передаче в общую собственность занимаемых семьёй комнат по указанному адресу (т. 2, л.д. 3).
На основании договора передачи от 5 декабря 2006 г. истцы приобрели указанные комнаты в общую долевую собственность, право собственности было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия 22 января 2007 г. (т. 2. л.д. 2).
Впоследствии, в 2014 году с целью прекращения общей долевой собственности на комнаты каждый из истцов подарил другому долю в одной из комнат, что подтверждается копиями договоров дарения доли комнаты в общежитии от 13 сентября 2014 г. (т. 1, л.д. 12, 14, 136-158; т. 2, л.д. 24-33, 34-49).
Жилой "адрес" расположен на земельном участке по адресу: "адрес", кадастровый "N" общей площадью 1611 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для размещения многоквартирного дома, для многоквартирной застройки.
На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 10 сентября 2014 г. N 12 жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес", признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу (т. 1, л.д. 167-169).
Постановлением администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2018 г. N 3088 "О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу" (с изменениями, внесёнными постановлением от 29 декабря 2018 г. N 3100) жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес" признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу с даты принятия межведомственной комиссией решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (т. 1, л.д. 170-171; т. 2, л.д. 65-67).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", где в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия" включён многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес".
Письмом N 8268-ОГ от 19 ноября 2019 г. истцу Ванюшкину С.Н. администрацией городского округа Саранск направлено уведомление о проведении мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в течение месяца со дня получения настоящего требования и согласие на реализацию жилищных и имущественных прав при переселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, путём заключения с администрацией городского округа Саранск соглашений о мене жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемого, либо о выплате выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение (т. 1, л.д. 178-179).
Письмом N 8353-ОГ от 20 ноября 2019 г. истцу Иксановой Н.И. администрацией городского округа Саранск направлено уведомление о проведении мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в течение месяца со дня получения настоящего требования и согласие на реализацию жилищных и имущественных прав при переселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, путём заключения с администрацией городского округа Саранск соглашений о мене жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемого, либо о выплате выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение (т. 1, л.д. 16-18, 210-211).
Уведомлениями от 14 февраля 2020 г. NN 505-ОГ, 507-ОГ администрация городского округа Саранск повторно известила истцов о проведении мероприятий по сносу указанного жилого дома в течение месяца со дня получения настоящего требования, а также о принятом решении заключить соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения (т. 1, л.д. 20-21, 22-23, 177, 187, 209).
Постановлением администрации городского округа Саранск от 25 февраля 2020 г. N 309 (с изменениями от 29 июня 2020 г. N 945) помещения в указанном многоквартирном доме, а также земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В приложении к постановлению указаны жилые помещения: "адрес", кадастровый "N", общей площадью 10, 7 кв.м; "адрес", кадастровый "N", общей площадью 10, 5 кв.м (т. 1, л.д. 25-26, 27-29, 31-32, 33-35, 172-174).
2 сентября 2020 г. письмом N 3746-ОГ администрацией городского округа Саранск в адрес истца Иксановой Н.И. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предусматривающего изъятие жилого помещения с кадастровым "N" и земельного участка с кадастровым "N", в котором истцу предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 370 977 рублей (т. 1, л.д.78-111).
3 сентября 2020 г. письмом N 3758-ОГ администрацией городского округа Саранск в адрес истца Ванюшкина С.Н. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предусматривающего изъятие жилого помещения с кадастровым "N" и земельного участка с кадастровым "N", в котором истцу предложено взамен изымаемых жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 377 928 рублей 94 копеек (т. 1, л.д. 38-77, 175).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнений в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции исходя из того, что дом, в котором расположены спорные жилые помещения, включён в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия" Государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53, пришёл к выводу, что истцы, как собственники жилых помещений, изъятых для муниципальных нужд по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения в собственность, следовательно у администрации городского округа Саранск имеется обязанность предоставить Иксановой Н.И, Ванюшкину С.Н. в собственность другие равнозначные благоустроенные жилые помещения.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда, находит их законными, обоснованными и постановленными в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и её деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Истцы в связи с признанием многоквартирного дома, в котором они являются собственниками жилых помещений, аварийным и подлежащим сносу и последующим его включением в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда избрали способ обеспечения их жилищных прав путём предоставления им другого жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного, поскольку в настоящем споре право Иксановой Н.И. и Ванюшкина С.Н. на обеспечение их жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором им на праве собственности на основании договоров передачи от 5 декабря 2006 г. и договоров дарения доли комнаты в общежитии от 13 сентября 2014 г. принадлежат комнаты "N" и "N" соответственно, аварийным и подлежащим сносу путём предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Правительством Республики Мордовия постановления от 6 февраля 2019 г. N 53, которым утверждена подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия Государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", суд правомерно принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам равнозначное жилое помещение.
Отклоняя возражения ответчика о применении положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, введённых в действие Федеральным законом N 473-ФЗ от 27 декабря 2019 г, суд пришёл к выводу, что указанные положения закона к спорным правоотношениям применению не подлежат, поскольку право собственности истцов на спорные жилые помещения в многоквартирном доме возникло до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом и находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части.
Согласно положениям части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Данная норма вступила в силу 28 декабря 2019 г. и действительно, Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под её действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
По смыслу приведённой правовой нормы, при изъятии жилого помещения после 28 декабря 2019 г, если гражданин приобрёл право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу, он имеет право только на выплату возмещения, определяемого в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть размер возмещения не может превышать стоимость приобретения гражданами жилого помещения после признания его аварийным и подлежащим сносу. Право на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу такой гражданин не имеет.
Вместе с тем, из буквального толкования приведённой нормы закона следует, что данное положение закона не исключает возможность реализации права собственника на предоставление ему взамен изымаемого другого жилого помещения, при условии, что жилой дом, в котором расположено принадлежащее ему жильё, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, сам по себе факт включения спорного многоквартирного жилого дома в соответствующую региональную программу предоставляет истцам право выбора между способами компенсации за изымаемое жилое помещение.
Более того, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения (на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно), не может быть применено названное положение части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано выше право собственности Иксановой Н.И. и Ванюшкина С.Н. на комнаты "N" и "N", расположенные в многоквартирном доме по адресу: "адрес" изначально возникло в порядке приватизации на основании договоров передачи от 5 декабря 2006 г.
В последующем истцы стали собственниками комнат "N" и "N" на основании безвозмездных сделок - договоров дарения от 13 сентября 2014 г, заключённых ими с целью прекращения общей долевой собственности на комнаты.
Таким образом, применительно к возникшему спору не могут быть применены положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основаны на неверном толковании норм права и доводы апелляционной жалобы, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено истцам только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачётом его стоимости в выкупную цену.
По смыслу вышеприведённых норм закона собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При совокупности таких обстоятельств и при сложившихся обстоятельствах, а именно при отсутствии у истцов желания получать сумму, соответствующую стоимости аварийного жилья, администрация городского округа Саранск обязана обеспечить их другими пригодными для проживания жилыми помещениями и истцами избран надлежащий способ защиты прав.
Доводы апелляционной жалобы, что судом в решении неверно указана дата завершения процедуры принятия решения о признании помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - 29 декабря 2018 г. судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от 10 сентября 2014 г. N 12 выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2018 г. N 3088 "О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу" (с изменениями, внесёнными постановлением от 29 декабря 2018 г. N 3100) жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес", признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу с даты принятия межведомственной комиссией решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с 10 сентября 2014 г.
Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" с подпрограммой "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия" утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53. Одной из задач Государственной программы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Многоквартирный жилой дом по указанному адресу включён в указанную подпрограмму с указанием даты признания его аварийным 10 сентября 2014 г.
Таким образом, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гожувская, д. 9, считается признанным аварийным и подлежащим сносу с 10 сентября 2014 г, а не с 29 декабря 2018 г, как указано судом, а потому из мотивировочной части решения суда подлежит исключению вывод суда об этом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения указание, что процедура принятия решения о признании помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу завершена 29 декабря 2018 г.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи В.А. Ганченкова
Н.П. Ерина
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 марта 2021 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.