Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башманова Ю.В. о признании недействующим со дня принятия пункта N 75 раздела Чебоксарский район Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год по апелляционной жалобе Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики и апелляционному представлению прокуратуры Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 4 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Башманов Ю.В. обратился с административным иском к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании недействующим со дня принятия пункта N 75 раздела Чебоксарский район Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 2 ноября 2017 года N 177- о, зарегистрированного в Минюсте Чувашской Республики 2 ноября 2017 года N 4077.
Требование мотивировал тем, что он является собственником нежилого помещения N2, расположенного по адресу: "Адрес" что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности серии "Номер" от "Дата". Данное помещение расположено в одноэтажном кирпичном здании, является производственной мастерской, общей площадью 166, 50 кв.м (основная площадь - 86, 70 кв.м, вспомогательная площадь - 89, 80 кв.м.). Согласно техническому паспорту на объект - назначение объекта - производственное - мастерские. Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером "Номер" принадлежащее ему также на праве собственности.
2 ноября 2017 года Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики издан приказ N177-о, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее-Перечень). Согласно пункта N 75 раздела
Чебоксарский район Чувашской Республики Перечня в него включено нежилое помещение N2 расположенное по адресу : "Адрес" (кадастровый номер объекта "Номер").
7 августа 2019 года по его инициативе состоялось обследование указанного объекта недвижимости, в результате которого комиссией Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики составлен Акт обследования по определению вида фактического использования здания и помещений от 09.08.2019 года для целей налогообложения.
Согласно п. 3 Акта указанный объект недвижимости - мастерская не соответствует требованиям пунктов 1.4, 1.4.1, 1.5Порядка определения вида фактического использования объекта нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 N343 и не подлежит включению в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
11 ноября 2019 года он обратился в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики с заявлением об исключении указанного объекта из Перечня, однако ответа не получил. Включение указанного объекта в Перечень нарушает его права.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 4 декабря 2020 года административное исковое заявление было удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт N 75 (нежилое помещение N2, расположенное по адресу: "Адрес", кадастровый номер "Номер" раздела Чебоксарский район Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 2 ноября 2017 года N 177-0, зарегистрированного в Минюсте Чувашской Республики 2 ноября 2017 года N 4077.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство экономического развития и имущественных отношений обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Также участвующим в деле прокурором подано апелляционное представление, где он просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 04.12.2020 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Башманова Ю.В. о признании недействующим со дня принятия пункта N 75 раздела Чебоксарский район Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 02.11.2017 N 177-0, отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что признать спорное здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни фактическое использование, ни сведения, содержащиеся в документах кадастрового или технического учета.
Судебная коллегия, считая неверным данный вывод суда, положенный в основу удовлетворения иска, полагает, что судом не учтено следующее.
Так, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 372.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания отдельно стоящего нежилого здания торговым центром (комплексом), отличительной чертой которого является нахождение на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, наличие в здании помещений, назначение которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение перечисленных выше объектов либо фактических используется для размещения таких объектов не менее 20 процентов общей площади здания.
Согласно статье 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них;
нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Кабинетом Министров Чувашской Республики органом исполнительной власти Чувашской Республики на соответствующий налоговый период.
Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на нежилые помещения при одновременном соблюдении следующих условий:
а) нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них не переданы в пользование третьим лицам;
б) используются налогоплательщиком для размещения рабочих мест и организации питания работников, обеспечивающих его производственную деятельность (часть 3).
Согласно п. 1.3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N 343, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются в целях организации работы по ежегодному определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, выявления следующих видов объектов нежилого фонда, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 02.11.2017 N 177-0 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень).
Пунктом 75 раздела Чебоксарский район в Перечень включено здание с кадастровым номером "Номер", общей площадью 166, 5 кв.м, расположенное по адресу: "Адрес"
Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 10.03.2006 указанное здание принадлежит Башманову Ю.В. В соответствии с пунктом 5 данного договора Башманов Ю.В. приобрел магазин у "данные изъяты" за 180 000 рублей.
Из отзыва Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики следует, что на момент утверждения Перечня спорный объект располагался на земельном участке с кадастровым номером "Номер", имеющим вид разрешенного использования: "для обслуживания магазина".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "Дата" "Номер" земельный участок с кадастровым номером "Номер", расположенный по адресу: "Адрес" имеет вид разрешенного использования "для обслуживания магазина".
Кроме того согласно ответу на запрос поступивший в адрес Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции из ФГБУ ФКП "Росреестра" по Чувашской Республики - Чувашия, по состоянию на 2 ноября 2017 г. земельный участок с кадастровым номером "Номер", содержал вид разрешенного использования: "для обслуживания магазина".
Постановлением главы администрации Синьялского сельского поселения Чувашской Республики от 04.02.2020 N 29 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" земельному участку с кадастровым номером "Номер", расположенному по адресу: "Адрес" предоставлен условно разрешенный вид использования "хранение автотранспорта".
Таким образом, на момент утверждения Перечня спорное здание было расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем торговых объектов.
Проверка фактического использования спорного здания не требовалась, поскольку оно включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, что является самостоятельным основанием для его включения в Перечень.
Акт обследования по определению фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения от 09.08.2019 не имеет правового значения, поскольку составлен после включения здания в оспариваемый Перечень.
Доказательств отсутствия осуществления какой-либо деятельности в спорном здании на момент утверждения Перечня в материалах дела отсутствуют.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором размещено упомянутое здание, предусматривает размещение торговых объектов, объектов бытового обслуживания, таким образом данный объект недвижимости отвечает признакам, определяемым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, правомерно включено в оспариваемый Перечень как вид недвижимого имущества, указанный в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о неправомерности включения вышеназванного объекта недвижимости в Перечень на 2018 год, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 4 декабря 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Башманова Ю.В. о признании недействующим со дня принятия пункта N 75 раздела Чебоксарский район Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год" - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 марта 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.