г. Нижний Новгород 30 марта 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, рассмотрев частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моя семья" на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2021 года о возвращении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Моя семья" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной стоимости
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Моя семья" (далее- ООО "Моя семья") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 52 100 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2021 года вышеуказанное административное исковое заявление возращено заявителю по основаниям пункта 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе ООО "Моя семья" просит определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2021 года отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов частной жалобы указывает на то, что досудебный порядок урегулирования спора был упразднен Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и, поскольку административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением после вступления в законную силу указанного закона, то для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Моя семья" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 90 684 392, 87 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
31 декабря 2020 года ООО "Моя семья" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N
Возвращая указанное административное исковое заявление, суд первой инстанции указал, что административным истцом не были соблюдены требования, предусмотренные статьей 246 КАС РФ, а именно, не были представлены документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 125 КАС РФ форма и содержание административного искового заявления требуют, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 126 КАС РФ документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, включают документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом.
Согласно положениям части 4 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 названного Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который предусматривает порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - в комиссии по рассмотрению соответствующих споров или в суде, при этом для юридических лиц обязательным является соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (статья 24.18).
Исходя из содержания абзацев 1 - 3, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.
Как следует из материалов дела, государственная кадастровая оценка спорного объекта недвижимости произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Следовательно, несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора нарушает установленную процедуру принятия решений.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ. Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение. О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Кроме того, с 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
Административным истцом не оспаривается и признается тот факт, что до подачи административного искового заявления в суд первой инстанции, заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в комиссию по рассмотрению споров не было подано, поскольку, по мнению подателя жалобы, такой порядок был упразднен Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ " О государственной кадастровой оценке".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в оспариваемом судебном акте, о несоблюдении административным истцом установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования административного спора, являющегося в данном случае обязательным до обращения с административным иском в суд.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции о необходимости возвращения административного искового заявления ООО "Моя семья" основаны на законе.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что согласно части 3 статьи 129 КАС РФ возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости с соблюдением установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Оснований для отмены определения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2021 года оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моя семья" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.