Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Пригородная средняя общеобразовательная школа N 1 Оренбургского района" Оренбургской области Юлусовой О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Оренбургского района Оренбургской области от 12 октября 2020 и решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Пригородная средняя общеобразовательная школа N 1 Оренбургского района" Оренбургской области, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Оренбургского района Оренбургской области от 12 октября 2020 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пригородная средняя общеобразовательная школа N 1 Оренбургского района" Оренбургской области (далее - МБОУ "Пригородная СОШ N 1", учреждение, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2020 постановление мирового судьи изменено, учтено в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства устранение нарушения, указанного в пункте 6 предписания от 11 декабря 2019, в остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МБОУ "Пригородная СОШ N 1" Юлусова О.В. просит отменить указанные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Согласно статьям 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения МБОУ "Пригородная СОШ N 1" к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил установленный факт невыполнения юридическим лицом в установленный срок до 27 июля 2020 законного предписания старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 11 декабря 2019 N 697/1/1, а именно: пункта 1- на кровле здания не установлено ограждение - нарушение части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018)"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.16 СП 4.13130.2012; пункта 6 - устройства для открывания окон в лестничных клетках N1-2 расположены на высоте более 1, 7 м. от уровня площадки лестничной клетки - нарушение части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018)"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.4.16 СП 2.13130.2012.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются: протоколом N 330 об административном правонарушении от 17 августа 2020 (л.д.1-2); предписанием N 697/1/1 от 11 декабря 2019 (л.д.4-3); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 27 июля 2020 N 323 (л.д.7-9); решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 28 июля 2020 (л.д.10); актом проверки от 17 августа 2020 N 323 (л.д.11-13); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 11 ноября 2019 N 697 (л.д.14-15); актом проверки N 697 от 11 декабря 2019 (л.д.16-17), и иными материалами дела, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Квалификация деяния юридического лица по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильной.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вместе с тем имеются основания для признания совершенного МБОУ "Пригородная СОШ N 1" административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что выданное органом государственного пожарного надзора предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности выполнено учреждением за исключением пункта 1, решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2020 устранение нарушения, указанного в пункте 6 предписания, учтено в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства.
Также из материалов дела следует, что директором МБОУ "Пригородная СОШ N 1" Юлусовой О.В. неоднократно направлены письма, адресованные учредителям юридического лица, о необходимости проведения работ по устранению пунктов 1 и 6 предписания, а также содержащие просьбы о включении соответствующих работ в смету, необходимых к производству работ.
Кроме того, согласно имеющихся в материалах дела ответов Управления образования Администрации муниципального образования Оренбургский район от 9 июля 2020 и 26 августа 2020 (л.д.40, 42) расходы по строительно-монтажным работам по установке ограждения на кровле включены в план финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год МБОУ "Пригородная СОШ N 1" для приведения требованиям ГУ МЧС России по Оренбургской области, что свидетельствует о том, что нарушение, указанное в выданном предписании, будет устранено, и директором учреждения Юлусовой О.В. приняты все зависящие от нее меры к устранению выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, учитывая характер допущенного нарушения, об устранении которого было выдано предписание, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий вследствие несвоевременного выполнения предписания и устранения нарушения, а также доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства, допущенное юридическим лицом административное правонарушение является малозначительным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Оренбургского района Оренбургской области от 12 октября 2020 и решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении МБОУ "Пригородная СОШ N 1", подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Оренбургского района Оренбургской области от 12 октября 2020 и решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Пригородная средняя общеобразовательная школа N 1 Оренбургского района" Оренбургской области, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.И.Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.