Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Иващенко В.Г., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 26 февраля 2021 года) жалобу главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилова А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 27 августа 2019 года N 777, решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 января 2020 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 27 августа 2019 года N 777 глава администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 27 августа 2019 года N 777 изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей изменено на предупреждение.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 января 2020 года решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 отменено в части замены наказания, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 27 августа 2019 года N 777 в части назначения наказания оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилов А.А. просит отменить постановленные по делу об административном правонарушении акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях и пересмотр таких актов осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Из данной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из материалов настоящего дела усматривается, что жалоба на не вступившее в законную силу решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года подана в Верховный Суд Республики Дагестан заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан (л.д. 89-90).
Потерпевшие по настоящему делу в силу объективной стороны состава вменяемого должностному лицу администрации муниципального образования правонарушения отсутствуют.
Рассматривая названную жалобу, судья Верховного Суда Республики Дагестан пришел к выводу о том, что назначенное судьей районного суда главе администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилову А.А. административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения является необоснованным и несправедливым, указав на то, что судья нижестоящего суда при назначении наказания не учел требования статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. При этом глава администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" субъектом малого и среднего предпринимательства не является, условия применения административного наказания в виде предупреждения, которое может быть установлено при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, не соблюдены.
На основании указанных выводов судья Верховного Суда Республики Дагестан постановление судьи районного суда отменил в части замены наказания, постановление уполномоченного должностного лица в части назначения наказания оставил в силе.
Вместе с тем, вынося указанное решение, судья Верховного Суда Республики Дагестан не учел вышеприведенные положения статей 24.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой проверки соблюдения земельного законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка площадью 5579230+/-20668 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", в нарушение статей 12, 13, 14, 42, 79 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией сельского поселения "сельсовет Межгюльский" не проведены культурно-технические мероприятия, что приводит к уменьшению земель сельскохозяйственного назначения.
В акте проверки на предмет соблюдения природоохранных требований от 5 июля 2019 года отражено, что на территории земельного участка не проведены культурно-технические мероприятия, вследствие чего он зарос деревьями и кустарниками (л.д. 21-25).
При рассмотрении дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и, соответственно, лицом, на которое возложены обязанности по проведению культурно-технических мероприятий, является администрация сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" протокола об административном правонарушении от 1 августа 2019 года и привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами уполномоченного должностного лица и судебных инстанций согласится нельзя.
В силу части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективную сторону административного правонарушения составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно части 3 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" осуществление мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является расходным полномочием субъектов Российской Федерации. Отдельные мероприятия в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения могут финансироваться из федерального бюджета.
В силу статьи 6 названного Федерального закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Вышеуказанными нормативно-правовыми актами какие-либо требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, для муниципальных образований сельских поселений не установлены.
Кроме того, в силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены.
Между тем, выводы должностного лица о наличии вины главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилова А.А. в совершении административного правонарушения были поддержаны судьей районного суда, а доводы о том, что глава администрации сельского поселения не является надлежащим субъектом в рассматриваемом деле отклонены со ссылкой на наличие зарегистрированного права собственности сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты".
В то же время, согласно акту проверки от 5 июля 2019 года N 490 культурно-технические мероприятия не были проведены на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" (21-25), в отношении которого согласно выписке из ЕГРН от 5 июля 2019 года чьи-либо права, ограничения (обременения) не установлены (л.д. 26-28).
Наличие вышеперечисленных нарушений в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, охраны окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" материалами дела не подтверждено.
Факт использования администрацией сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" также не подтвержден, доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что земли в пределах указанного земельного участка были выделены гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в пожизненное наследуемое владение, не проверены, фактический пользователь участков земли, отображенных на фототаблице (л.д. 25), прилагаемой к акту проверки от 5 июля 2019 года N 490, не установлен.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств не установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанная совокупность условий привлечения к административной ответственности главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилова А.А. не соблюдена, наличие неустранимых противоречий с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать бесспорный вывод о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 27 августа 2019 года N 777, решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 января 2020 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилова А.А. удовлетворить частично.
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 27 августа 2019 года N 777, решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 января 2020 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения "сельсовет Межгюльский" муниципального образования "Хивский район" Джалилова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции В.Г. Иващенко
Справка:
судья районного суда Таибов Т.З.
судья Верховного Суда Республики Дагестан Гончаров И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.