Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К.
Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гудиной С.Ю. на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 августа 2020 г.
по административному делу по административному иску Гудиной С.Ю. к Администрации города-курорта Кисловодска и управлению архитектуры и градостроительства Администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации города-курорта Кисловодска об отказе в согласовании переустройства квартиры.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Гудиной С.Ю. Баляна С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гудина С.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города-курорта Кисловодска и управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации города-курорта Кисловодска об отказе в согласовании переустройства квартиры.
В обоснование требований указано, что Гудина С.Ю. является собственником квартиры по адресу: "адрес". Решением межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации города-курорта Кисловодска от 24 декабря 2019 г. N Ru26305000-115р Гудиной С.Ю. отказано в согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры по тем основаниям, что схемой теплоснабжения города-курорта Кисловодска, утвержденной постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 31 декабря 2013 г. N 14329 не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов. Административный истец полагала, что нарушены ее права как потребителя коммунальных услуг, просила признать названное решение незаконным.
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 августа 2020 г, в удовлетворении административного иска Гудиной С.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Гудиной С.Ю, поданной через суд первой инстанции 24 февраля 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 2 марта 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов ввиду неправильного применения норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и второй инстанций не допущено.
Как установлено судами, правообладателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес", является административный истец Гудина С.Ю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 декабря 2013 г.
Указанная квартира, расположена на первом этаже пятиэтажного многоквартирного жилого дома, 1969 года постройки. В данном многоквартирном жилом доме установлена централизованная система отопления.
4 декабря 2019 г. Гудина С.Ю. обратилась с заявлением о разрешении установки индивидуального газового отопления.
Решением межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации города-курорта Кисловодска от 24 декабря 2019 г. N Ru26305000-115р в согласовании переустройства (установки автономного источника теплоснабжения) отказано, поскольку схемой теплоснабжения города-курорта Кисловодска, утвержденной постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 31 декабря 2013 г. N 1329 не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов, подключенных к централизованному отоплению.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения муниципального образования, предусматривающей такую возможность. В данном случае схема теплоснабжения города-курорта Кисловодска такую возможность не предусматривает.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия полагает соответствующими номам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787, к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, относятся работающие на природном газе источники тепловой энергии, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
В соответствии пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 31 декабря 2013 г. N 1329 утверждена схема теплоснабжения города-курорта Кисловодска, в которой не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов, подключенных к централизованной системе отопления, перевод жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии также не предусмотрен.
При этом доводы административного истца о том, что схема теплоснабжения города-курорта Кисловодска предусматривает возможность перехода на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, опровергается содержанием данной схемы, размещенной для всеобщего доступа и ознакомления на официальном сайте администрации города-курорта Кисловодска. Так, пунктами 2.2, 2.3 Схемы теплоснабжения города-курорта Кисловодска на период до 2028 года, определено, что промышленные потребители тепловой энергии и потребители индивидуального жилого фонда к системам централизованного теплоснабжения не подключены; по существующему состоянию системы теплоснабжения индивидуальное теплоснабжение применяется в индивидуальном малоэтажном жилищном фонде; развитие системы теплоснабжения предполагает изменение зон действия источников тепловой энергии, что связано с необходимостью обеспечения перспективных тепловых нагрузок потребителей, мероприятиями по строительству новых источников, а также с перераспределением тепловых нагрузок между источниками тепловой энергии для обеспечения качественного и надежного теплоснабжения, в связи с чем в соответствии со схемой теплоснабжения, в период до 2028 г. запланирован ввод в эксплуатацию трех новых котельных.
Исключения из запрета перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, закрепленного в пункте 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении", в схеме теплоснабжения города-курорта Кисловодска отсутствуют.
Изложенные в жалобе доводы о том, что судами неверно истолкованы положения статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункта 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787, подлежат отклонению, поскольку перечисленные в пункте 51 указанных Правил требования к источникам тепловой энергии, устанавливаемым в индивидуальном порядке в многоквартирных домах, подлежат соблюдению помимо требования о допустимости индивидуальных источников теплоснабжения в многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, закрепленного в схеме теплоснабжения конкретного населенного пункта.
Необходимость дозволяющей нормы в схеме теплоснабжения конкретного населенного пункта вытекает, в том числе, из понятия схемы теплоснабжения, которая согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При таком положении выводы судов первой и второй инстанций соответствуют обстоятельствам дела и не нарушают норм материального либо процессуального права, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гудиной С.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 апреля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.