Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гареевой Д.Р.
судей Кедриной О.В. и Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турубаровой С. С. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилищного помещения по социальному найму, по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р, выслушав объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - Симоненко И.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Турубарова С.С, действуя в интересах Турубаровой Е.М. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором с учетом уточнений к иску просила суд обязать ответчика предоставить Турубаровой Е.М. вне очереди жилье по договору социального найма площадью не менее 52 кв.м, ли в денежной сумме в размере не менее 1 587 352 руб. на состав семьи из двух человек - Турубаровой Е.М. и Турубаровой С.С.
В обоснование требований истец сослалась на то, что ее дочь Турубарова Е.М, 2005 года рождения, страдает заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 21 мая 2018 года Турубарова Е.М. в составе семьи из 2 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 2 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Турубаровой С.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Турубаровой С.С. удовлетворены частично. На министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность предоставить Турубаровой С.С. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из 2 человек: Турубарова Е.М, Турубурова С.С, площадью не менее нормы предоставления, с учетом права Турубаровой Е.М. на дополнительную жилую площадь. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Администрацией Петровского городского округа Ставропольского края поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Турубарова С.С. является матерью несовершеннолетней Турубаровой Е.М, 2005 года рождения, которая страдает заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, действующее на момент обращения 7 ноября 2017 года в администрацию города Светлограда Петровского района Ставропольского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вступившим в законную силу решением Петровского районного суда Ставропольского края от 21 мая 2018 года Турубарова Е.М. в составе семьи из 2 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В 2019 году Турубарова С.С. направила письмо в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с просьбой на основании Закона Ставропольского края от 30 июля 2013 года N 72-кз "Об образовании" и Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 13-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае", а так же на основании решения Петровского районного суда Ставропольского края от 21 мая 2018 года предоставить дочери-инвалиду Турубаровой Е.М, жилье по договору социального найма вне очереди.
На указанное обращение из министерства пришло уведомление об отказе в удовлетворении заявления, сославшись на то, что Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года N 72-кз "Об образовании" не предусматривает предоставления жилых помещений по социальному найму вне очереди.
Собственного жилья Турубарова С.С. не имеет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что отсутствуют правовые основания для обеспечения семьи истца жилым помещением во внеочередном порядке, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Турубаровой С.С.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя частично исковые требования Турубаровой С.С, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", установив, что заболевания Турубаровой С.С. входят в перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н, пришел к выводу, что Турубарова С.С. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося права на дополнительную жилую площадь.
При этом, поскольку Турубарова Е.М. отнесена к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в предусмотренном статьей 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" порядке, а органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений в соответствии с указанным законом, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, суд пришел к выводу о том, что именно на министерство должна быть возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что состоявшееся по делу судебное постановление вынесено с существенными нарушениями норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
В силу части 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах ссылка суда апелляционной инстанции на то, что обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением указанной категории граждан надлежит быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основана на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно статье 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеющим право на получение жилого помещения и вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г. инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ.
Частью первой статьи 4 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со статьей 3 Закона.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ и закон Ставропольского края N 72-кз не устанавливает.
В силу данных обстоятельств Турубарова Е.М. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", разъяснено, что разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке.
Между тем в нарушение указанных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд первой инстанции с учетом заявленного истцом требования, характера спорного правоотношения не определилсостав лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права не устранил.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.