Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" и кассационное представление прокурора "адрес" на решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" об оспаривании отдельных положений распоряжения министерства имущественных отношений "адрес".
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, объяснения представителя акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в "адрес" апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7Е, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением министерства имущественных отношений "адрес" "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" от 27 ноября 2018 года N15ВР-16.32 (далее - распоряжение) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее - перечень на 2019 год). Распоряжение опубликовано на официальном сайте министерства имущественных отношений "адрес" - http://mio.mosreg.ru, а также в официальном печатном издании - газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N 226.
В пункты 1613 и 1614 перечня на 2019 год включены нежилые здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес", "адрес".
Акционерное общество "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" (далее - АО " "адрес"") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных пунктов Перечня, указывая, что спорные здания принадлежат юридическому лицу на праве собственности и не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных зданий в перечень на 2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организации в завышенном размере.
Решением Московского областного суда от 18 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года отменено, производство по административному делу N по административному исковому заявлению акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" об оспаривании отдельных положений распоряжения министерства имущественных отношений "адрес" "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года, прекращено.
В кассационной жалобе, поданной 21 января 2021 года акционерным обществом "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" на решение суда первой инстанции и апелляционное определение, и кассационном представлении прокурора "адрес" области - на апелляционное определение, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, принятии по делу нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора сводятся к тому, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что в спорных зданиях с кадастровыми номерами N находятся помещения, принадлежащие административному истцу на праве собственности согласно приложенным к административному иску выпискам из ЕГРН.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, распоряжение министерства имущественных отношений "адрес" области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632 (в редакции N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года) "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" опубликовано в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" и размещено на надлежащем информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - на официальном сайте министерства имущественных отношений "адрес" - http//mio.mosreg.ru.
Судом первой инстанции установлено соблюдение порядка принятия и опубликования указанного нормативного правового акта.
Также судом первой инстанции установлено, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжениям министерства имущественных отношений "адрес" от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632 (в редакции N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года), под номером 1613 включен объект недвижимого имущества с кадастровыми номером N и под N включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N принадлежащие административному истцу.
Объект недвижимого имущества с кадастровыми номером N представляет собой нежилое здание - блок торгово - складских павильонов общей площадью 1939, 1 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", что следует из кадастрового паспорта и выписки из ЕГРН.
Объект недвижимого имущества с кадастровыми номером N представляет собой нежилое здание - блок торгово-складских павильонов общей площадью 1713, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", что подтверждается представленными суду кадастровым паспортом и впиской из ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН нежилые здания с кадастровыми номерами N, расположены на земельном участке с кадастровым N, который относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования для строительства многофункциональных торговых центров.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на период принятия оспариваемого нормативного акта обследование зданий на предмет их фактического использования министерством имущественных отношений "адрес" не проводилось. Такое обследование было проведено административным ответчиком 23 октября 2019 года.
Из акта N 19/030-П обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения от 23 октября 2019 года следует, что двухэтажное здание - блок торгово-складских павильонов, за кадастровым номером N общей площадью 1234, 1 кв.м. 100% используется под торговую площадь. Часть помещений здания используется непосредственно под торговлю, другая часть - под складирование товарного запаса ввиду невозможности хранения их в магазине.
Из акта N 19/031-П обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения от 23 октября 2019 года следует, что здание - блок торгово-складских павильонов, за кадастровым номером N общей площадью 1715, 4 кв.м. используется в следующих целях: 1-й этаж здания общей площадью 641, 4 кв. м. под торговую деятельность (реализация, складирование товарного запаса); 2-й этаж здания общей площадью 443, 2 кв. м. используется под торговую деятельность (складирование товарного запаса); 3-й этаж здания общей площадью 134, 8 кв. м. используется под торговую деятельность (складирование товарного запаса). Из общей площади здания 1715, 4 кв. м. торговые площади составляют 991, 4 кв. м, что в процентном соотношении составляет 57, 8%. Часть помещений здания используется непосредственно под торговлю, другая часть - под складирование товарного запаса ввиду невозможности хранения их в магазине.
Указанные акты обследования составлены с участием генерального директора акционерное общество "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" ФИО6, который согласился с выводами комиссии.
При данных обстоятельствах, поскольку спорные здания расположены на земельных участках, виды разрешенного использования которых предусматривают размещение торговых объектов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение нежилых зданий, принадлежащих административному истцу, на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является правомерным.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение и прекратил производство по делу исходя из того, что суд первой инстанции в нарушение требований пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который обязывает при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного акта наряду с прочим выяснить нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, этот вопрос не включил в круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела ни при принятии административного иска к производству суда, ни при рассмотрении административного дела.
Суд апелляционной инстанции указал, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд первой инстанции исходил, среди прочего, из того, что оспариваемое в части Распоряжение применяется в отношении административного истца и нарушает его права и законные интересы, поскольку в перечень на 2019 год включены объекты недвижимого имущества - спорные здания с кадастровыми номерами - N, в отношении которых акционерное общество "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" является собственником.
Однако, как полагал суд апелляционной инстанции, из выписок из Единого государственного реестра недвижимости на нежилые здания с кадастровыми номерами N, приложенных к административному исковому заявлению, усматривается, что административный истец не является правообладателем спорных объектов недвижимости.
В обоснование указано на ответ ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" исх. N 01-40/03616 от 27 июля 2020 года на запрос судебной коллегии, из которого следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о прекращении права акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на "адрес" " "адрес"" на спорные объекты недвижимости - на нежилое здание с кадастровым номером N - 30 сентября 2016 года, на нежилое здание с кадастровым номером N сентября 2016 года.
Из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение министерства имущественных отношений "адрес" "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года в оспариваемой части не затрагивает права и законные интересы административного истца, а также не выступает угрозой их нарушения, в связи с чем, суду первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства, надлежало прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств не может согласиться с таким выводом и решением суда апелляционной инстанции.
В силу положений пп.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п.1.1 распоряжения министерства имущественных отношений "адрес" от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632 (в редакции N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года) установлено, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, состоит из зданий (строений, сооружений). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость и в отношении помещений, входящих в состав таких зданий (строений, сооружений).
Как следует из материалов дела, на что указывается в кассационной жалобе и кассационном представлении прокурора, в состав объектов недвижимости с кадастровыми номерами N входят помещения, состоящие на отдельном кадастровом учете, принадлежащие заявителю на праве собственности согласно выписок из ЕГРН.
Судом апелляционной инстанции данные обстоятельства не проверены и не дана им оценка.
В связи с указанным вывод суда апелляционной инстанции о том, что включение объектов недвижимости с кадастровыми номерами N в перечень утвержденный распоряжением министерства имущественных отношений "адрес" от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632 (в редакции N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года) под номерами 1613 и 1614 не затрагивает права и законные интересы заявителя преждевременен, не соответствует обстоятельствам административного дела, в связи с чем неправильное применение норм материального и процессуального права привело к принятию неправильного судебного акта.
При таких данных, оспариваемый судебный акт апелляционной инстанции не отвечает требованиям законности и обоснованности, подлежит отмене с направлением дела новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года отменить, административное дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.