Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 3 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сорокина С.В. к призывной комиссии по городу Ногинску, отделу военного комиссариата Московской области по городу Ногинску, городу Черноголовка, города Электросталь и Богородскому городскому округу о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, признании незаконным бездействия военного комиссара.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Сорокин С.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие начальника отдела военного комиссариата Московской области по городу Ногинску, городу Черноголовка, города Электросталь и Богородскому городскому округу (далее - Отдел), выразившегося в неуведомлении Сорокина С.В. надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы, признать незаконным и отменить решение призывной комиссии города Ногинска (далее - Призывная комиссия) от 24 декабря 2019 года о признании Сорокина С.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и выдаче военного билета.
В обоснование административного иска указал, что состоит на воинском учете в Отделе. В период нахождения в призывном возрасте по итогам прохождений очередной призывной комиссии он неоднократно направлялся на дополнительное медицинское обследование по болезни. В июле 2018 года по итогам прохождения призывной комиссии он был признан временно не годным к прохождению военной службы и направлен на дополнительное медицинское обследование, на основании приказа военного комиссара от 10 июля 2018 года ему была предоставлена очередная отсрочка от призыва сроком до 1 октября 2018 года. С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста он лично каких-либо повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал и комиссию не проходил. С момента постановки на воинский учет он продолжает проживать по адресу регистрации, официально трудоустроен и работает на территории Московской области. Решением Призывной комиссии от 24 декабря 2019 года он признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас. О данном решении он узнал 20 января 2020 года, когда самостоятельно явился в Отдел с целью получения военного билета, необходимого ему для предоставления по месту работы. Полагает принятое Призывной комиссией решение незаконным, нарушающим его права.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 3 июня 2020 года (с учетом определения от 27 июля 2020 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 сентября 2020 года, административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие начальника Отдела, выразившееся в неуведомлении Сорокина С.В. надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы. Решение призывной комиссии города Ногинска от 24 декабря 2019 года признано незаконным и отменено. В удовлетворении требований о возложении на Отдел обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Сорокина С.В. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и выдаче военного билета отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 февраля 2021 года, представитель военного комиссариата Московской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к ссылкам на невыполнение Сорокиным С.В. обязанностей по воинскому учету, истечение срока предоставленной призывнику отсрочки, отсутствие оснований для непрохождения военной службы. Кроме того, автор кассационной жалобы оспаривает выводы суда о непринятии мер по призыву Сорокина С.В. на военную службу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами с 26 мая 2010 года Сорокин С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в Отделе.
Сорокину С.В. были предоставлены отсрочки от призыва на военную службу по различным основаниям, последняя - на срок до 1 октября 2018 года.
Решением Призывной комиссией от 24 декабря 2019 года Сорокин С.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что с 1 октября 2018 года (даты окончания предоставленной отсрочки) по 1 января 2019 года (дата достижения возраста 27 лет) в отношении Сорокина С.В. не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестки о явке в военный комиссариат ему не направлялись и не вручались, от призыва на военную службу он не уклонялся, предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения не имелось.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Порядок призыва на военную службу в Российской Федерации и основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
В силу подпункта "а" пунктов 1, 2 статьи 22 названного закона на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
Вступившим в силу с 1 января 2014 года пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (был обязан состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (пункт 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2018 год).
Правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку военным комиссариатом и призывной комиссией не были своевременно организованы и осуществлены мероприятия по призыву Сорокина С.В. на военную службу.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о надлежащей организации и осуществлении военным комиссариатом мероприятий по призыву Сорокина С.В. на срочную военную службу после окончания предоставленной отсрочки до достижения им возраста 27 лет.
Ссылки на повестку о явке в военкомат на 13 ноября 2018 года обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку доказательства направления или вручения этой повестки Сорокину С.В. в дело не представлены.
Выводы, изложенные в судебных актах судов первой и апелляционной инстанции, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 3 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме в день его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.