Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Пермского края Назарова А.А., принесенный в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 19 марта 2020 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 16 июня 2020 года и решение судьи Пермского краевого суда от 26 августа 2020 года, вынесенные в отношении начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 40 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" Здвижкова Павла Геннадьевича (далее - Здвижков П.Г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 19 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 16 июня 2020 года и решением судьи Пермского краевого суда от 26 августа 2020 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Здвижкова П.Г. было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В протесте, поданном в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Пермского края Назаров А.А. приводит доводы о незаконности указанного постановления и судебных актов, просит об их отмене и возвращении дела на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю.
Здвижков П.Г, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанного протеста, в установленный срок возражения на него не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно пунктам 2, 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Из подпункта 2 пункта 1 статьи 162 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Действия по заключению государственного контракта при отсутствии соответствующих лимитов бюджетных обязательств, повлекшие заключение соответствующего государственного контракта и принятие бюджетного обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что Кунгурским городским прокурором 26 февраля 2020 года было внесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном 15.15.10 КоАП РФ в отношении должностного лица Здвижкова П.Г.
Из материалов дела следует, что между федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 40 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее также ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю, Учреждение) и "данные изъяты" заключен государственный контракт N Ф.2019.502425 от 15 октября 2019 года предметом, которого является поставка мазута; сумма государственного контракта составляет 17 458 664 рублей 33 копеек.
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом Минфина России от 08.06.2018 года N 132н, КБК 32003054230890048244 содержит: главу 320 "Федеральная служба исполнения наказаний", раздел (подраздел) 0305 "Система исполнения наказания", целевую статью расходов бюджета 4230890, включающую в себя: основное мероприятие 4230800000 "Обеспечение соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей", и направление расходов 90048 "Дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляемое за счет средств, поступающих от привлечения осужденных к труду", вид расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю сведениями о бюджетном обязательстве N 990000000047 от 03.09.2019 года на основании извещения об осуществлении закупки постановлено на учет бюджетное обязательство по КБК 32003054230890048244 в размере 17 458 664 рублей. Присвоен учетный номер бюджетного обязательства 0014117419000000091.
Из сведений о бюджетном обязательстве N 9900000109 от 24.10.2019 года следует, что ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю внесло изменение в бюджетное обязательство N 0014117419000000091 о заключении государственного контракта N Ф.2019.502425 от 15.10.2019 года с ООО "СОКАР РУС" на сумму 17 458 664 рублей. Следовательно, Учреждением лимиты бюджетных обязательств по КБК 32003054230890048244 для заключения государственного контракта были забронированы 03.09.2019 года.
В отчете о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N 03561411740 по состоянию на 03.09.2019 года отражено, что до Учреждения доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК 32003054230890048244 на сумму 18 376 300 рублей.
В указанном отчете также отражено, что по состоянию на 03.09.2019 года Учреждением поставлены на учет бюджетные обязательства по КБК 32003054230890048244 на общую сумму 71 977 545 рублей 85 копеек. Следовательно, Учреждением по состоянию на 03.09.2019 года (дата постановки на учет извещения об осуществлении закупки) уже приняты бюджетные обязательства, превышающие утвержденные лимиты бюджетных обязательств, на общую сумму 53 601 245 рублей 85 копеек, что также подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета.
Установлено, что Учреждением принято бюджетное обязательство в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств, по КБК 32003054230890048244 на сумму 17 458 664 рублей 33 копеек.
Материалы дела об административном правонарушении совместно с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Здвижкова П.Г. были направлены для рассмотрения в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.
Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, исследовав представленные в дело доказательства, пришел к выводам о том, что положения статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает возможность финансового обеспечения расходов федеральных казенных учреждений, исполняющим наказание в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в целях планирования закупок товаров, работ, услуг за счет лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию.
При этом, должностным лицом административного органа отмечено, что бюджетным законодательством установлена возможность финансового обеспечения осуществления функций федеральных казенных учреждений, исполняющим наказание в виде лишения свободы или содержание в дисциплинарной воинской части, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, принятие Учреждением бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета, выделенных в виде дополнительного бюджетного финансирования, не влечет за собой ответственность в соответствии со статьей 15.15.10 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства позволили должностному лицу административного органа прийти к выводу о том, что действия по заключению государственного контракта N Ф.2019.502425 от 15 октября 2019 года не влекут за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 15.15.10 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении Здвижкова П.Г. прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При пересмотре дела по протесту Кунгурского городского прокурора, настаивавшего на наличии в действиях Здвижкова П.Г. состава указанного административного правонарушении, а также о неправильном применении норм бюджетного законодательства должностным лицом административного органа при рассмотрении дела по существу, судьи городского и краевого суда пришли к выводу о законности итоговых выводов заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю относительно необходимости прекращения производства по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Оснований не согласится, с выводами должностного лица административного органа и судебных инстанции не усматривается.
Вывод должностного лица и судебных инстанций об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от собственной производственной деятельности федеральных казенных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
При этом в соответствии с положениями пункта 23.5 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2018 г. N 184н, лимиты бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию утверждаются соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах кассовых поступлений по доходам федерального бюджета от собственной производственной деятельности учреждений.
Положения статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливают возможность финансового обеспечения расходов учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в целях планирования закупок товаров, работ, услуг за счет лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию.
Бюджетные обязательства по закупке исполняются в пределах объема лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию, отраженного на лицевом счете получателя бюджетных средств учреждения.
Бюджетным законодательством Российской Федерации установлена возможность финансового обеспечения осуществления функций Учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом необходимо установить, могло ли толкование положений бюджетного законодательства, данное должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями, и отличное от этого толкования, правовая позиция прокурора, приведенная в представлении, применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве "существенного нарушения", требующего пересмотра состоявшихся по делу актов.
Из доводов поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущено нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с выводами и толкованием, данным судебными инстанциями, норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении и повторное рассмотрение дела возможны, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
В настоящем случает нельзя прийти выводу о том, что на предыдущих стадиях производства по делу были допущены нарушения, имеющие фундаментальный, принципиальный характер, которые повлияли на выводы, изложенные в обжалуемых актах и исход дела, при рассмотрении этого дела не было допущено нарушений, повлекший отступление от требований всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемые акты не подлежат отмене либо изменению.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 19 марта 2020 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 16 июня 2020 года и решение судьи Пермского краевого суда от 26 августа 2020 года, вынесенные в отношении начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 40 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" Здвижкова Павла Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Пермского края Назарова А.А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.