Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия, Дугаровой А.Ц..на вступившие в законную силу решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 13 октября 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, установил:
постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 22 июля 2020г Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 13 октября 2020г постановление заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 22.07.2020г вынесенное в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.- отменено, производство по делу прекращено на основании п..2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе заместитель начальник отделения судебный пристав Дугарова А.Ц... просит решения отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия не представлены возражения на жалобу, поданную в кассационный суд.
Проверив материалы дела, изучив доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено Министерство социальной защиты населения РБ за неисполнение содержащегося в исполнительном листе ДД.ММ.ГГГГ (выдан Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ по гражданскому делу N 2-2819/2019 на основании судебного акта, вступившего в законную силу 30.10.2019г) требования о предоставлении жилья детям-сиротам.
В рамках возбужденного 29.01.2020г исполнительного производства в отношении должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, судебным приставом-исполнителем 27.02.2020г вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
27.02.2020г должнику вручено повторное требование об исполнении решения суда, срок исполнения установлен в течение 30 дней с момента получения требования. Данное требование должником получено 27.02.2020г. Однако, по состоянию на 31.03.2020г решение суда не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица от 22.07.2020г о привлечении к административной ответственности Министерства и прекращая производство по делу, районный суд пришел к выводу о том, что решение суда не исполнено по обстоятельствам, независящим от должника и отсутствует вина Министерства в неисполнении решения суда, вступившего в законную силу.
С указанными выводами согласился вышестоящий суд, указав, что процедура формирования специализированного жилищного фонда была определена Технологическим регламентом "Дорожная карта", утвержденным распоряжением Правительства Республики Бурятия от 10.04.2019г N 191-р и включает в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссией оценки жилых помещений, регистрацию права собственности и оперативного управления. Кроме того, суд указал, что Министерством 27.12.2019г, 30.01.2020г, 05.02.2020г, 18.02.2020г, 16.03.2020г, 03.06.2020г, 23.06.2020г в ведомственные организации направлена информация о наличии потребности в жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования специализированного жилищного фонда и исполнения судебных решений. 13.03.2020г был составлен график приобретения жилых помещений на 2020г. В настоящее время проводятся процедуры электронных аукционов на приобретение жилья.
Согласиться с указанными выводами нельзя ввиду следующего.
Суд привел обстоятельства, изложенные выше, однако не мотивировал выводы, основываясь на конкретных доказательствах по делу.
Так, наличие запрошенной информации по поводу потребности в жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не свидетельствует о том, что данные меры приняты в рамках исполнения требований по возбужденному 29.01.2020г исполнительному производству. В рамках указанного исполнительного производства доказательств невозможности исполнения решения суда, в сроки установленные судебным приставом-исполнителем в требовании, полученном должником 27..02.2020г, в материалах дела отсутствует.
При составлении протокола по делу об административном правонарушении от 15.07.2020г в присутствии должника, каких-либо пояснений о невозможности выполнения требования судебного пристава-исполнителя и предоставления по данному поводу доказательств, не последовало.
Более того, наличие переписки в виде информирования должником различных органов власти о потребности в жилых помещениях для указанной выше категории граждан не может расцениваться как принятие достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по настоящему исполнительному производству.
Ссылка суда на наличие графика от 13.03.2020г и проведение электронных аукционов на приобретение жилья не подтверждаются материалами дела. Приводя указанные доводы суд не дал оценку приведенным им доказательствам с точки зрения выполнения требования, выданного должнику судебным приставом-исполнителем в рамках конкретного исполнительного производства, не указал каким образом данные доказательства относятся к данному делу, являются ли они допустимыми и достаточными.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении указанного лица на дату 22.07.2020г также не предоставлено доказательств невозможности исполнения полученного требования. Выводы суда первой инстанции об отсутствии вины лица, привлекаемого к ответственности также не получили должную оценку, с учетом материалов дела, которые также не исследованы в полном объеме.
Выводы суда об отсутствии вины Министерства в совершении ими вмененного административного правонарушения, опровергаются материалами дела.
Подобное рассмотрение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, указанным в ст. 24.1 КоАП РФ. Допущенные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку суды допустили существенное нарушение требований процессуального закона, решения подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Сроки давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истекли.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ, Дугаровой А.Ц..- удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020г и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 13 октября 2020 года, вынесенное в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.