Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи, обеспечиваемой Советским районным судом г. Улан-Удэ Республики Бурятия, кассационную жалобу Жамбалова Баира Владимировича, поданную через суд первой инстанции 26 января 2021 года, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 18 ноября 2020 года
по административному делу N 2а-1825/2020 по административному исковому заявлению Жамбалова Баира Владимировича к Народному Хуралу Республики Бурятия о признании незаконным постановления о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия, признании незаконным постановления заместителя председателя комиссии по мандатам и депутатской этике, признании незаконным распоряжения о прекращении должностных полномочий и обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Тармаханова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Дампиловой М.В, представляющей интересы Народного Хурала Республики Бурятия, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жамбалов Б.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, о признании постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 6 мая 2020 года N "О досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Жамбалова Б.В.", постановления заместителя Председателя Комиссии по мандатам и депутатской этике Народного Хурала Республики Бурятия Бобкова И.А. от 6 мая 2020 года N, распоряжения N от 7 мая 2020 года Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Павлова В.А. о прекращении должностных полномочий Жамбалова Б.В. незаконными и обязании устранить допущенные нарушения, ввиду отсутствия оснований.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на нарушение процедуры принятия оспариваемых постановлений, незаконное прекращение его должностных полномочий в качестве заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 18 ноября 2020 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы Народным Хуралом Республики Бурятия представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 19 сентября 2018 года Жамбалов Б.В. избран на должность заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия.
4 марта 2020 года в Народный Хурал Республики Бурятия поступило Обращение фракции "Единая Россия" о рассмотрении на очередной сессии проекта постановления "О Комиссии Народного Хурала Республики Бурятия для рассмотрения Обращения депутатов Народного Хурала Республики Бурятия о досрочном прекращении должностных полномочий заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Жамбалова Б.В.".
Из существа обращения следует, что 5 января 2020 года на федеральной трассе возле села Батурино Прибайкальского района Республики Бурятия водитель автомобиля "данные изъяты" на большой скорости сбил "данные изъяты", после чего автомобиль скрылся с места происшествия. От полученных травм пострадавшая скончалась.
По данным следственных органов, группа лиц на автомобилях "данные изъяты" "данные изъяты" возвращались в г.Улан-Удэ с подледной рыбалки на озере "данные изъяты". Автомобиль "данные изъяты" на котором был совершен наезд на "данные изъяты", принадлежит родственнику Жамбалова Б.В.
По информации СМИ Жамбалов Б.В. в то время находился за рулем автомобиля " "данные изъяты"", но, узнав о случившемся, не принял экстренных мер для оказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
Процедура досрочного прекращения должностных полномочий инициирована фракцией "Единая Россия", то есть по предложению группы депутатов более одной трети от числа избранных депутатов Народного Хурала РБ.
16 апреля 2020 года Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия образована Комиссия для рассмотрения обращения о досрочном прекращении должностных полномочий заместителя Председателя Народного Хурала РБ Жамбалова Б.В. (далее - Комиссия для рассмотрения обращения).
Обращение фракции "Единая Россия" от 4 марта 2020 года было передано на рассмотрение Комиссии по мандатам и депутатской этике и Комиссии для рассмотрения обращения и подготовки заключения.
6 мая 2020 года вопрос о досрочном прекращении должностных полномочий Жамбалова Б.В. был включен в повестку дня сессии Народного Хурала Республики Бурятия.
Комиссией для рассмотрения обращения фракции "Единая Россия" и Комиссией по мандатам и депутатской этике в установленные сроки были подготовлены соответствующие заключения о возможности досрочного прекращения полномочий.
По результатам тайного голосования депутаты большинством голосов высказались за досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Жамбалова Б.В.
Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 6 мая 2020 года N N полномочия заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Жамбалова Б.В. досрочно прекращены.
На основании данного постановления 7 мая 2020 года издано распоряжение Председателя Хурала N "О прекращении должностных полномочий Жамбалова Б.В.".
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства административного дела, пришел к выводу о наличии достаточных оснований для прекращения должностных полномочий Жамбалова Б.В, в силу чего отказал в удовлетворении административных исковых требований.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что суд первой инстанции в нарушение статьи 56 Закона о Народном Хурале, статьи 146 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия неправильно применил и интерпретировал относительно событий, послуживших основанием для прекращения его полномочий, понятие "грубое нарушение правил депутатской этики", поскольку по мнению подателя жалобы указанное подлежит применению исключительно к правоотношениям, связанным с осуществлением депутатом своих полномочий непосредственно и во взаимоотношениях с иными депутатами. Настаивает, что применительно к событиям, связанным с дорожно-транспортным происшествием, поскольку Жамбалов Б.В. не находился при исполнении своих полномочий, указанные выше нормы не подлежали применению.
Данные доводы приводились в судах первой и апелляционной инстанций, оценивая их как невлияющие на законность оспариваемых постановлений и распоряжения, суды указали, что депутат на протяжении всего времени исполнения своих полномочий, в том числе и во внеслужебной деятельности, обязан руководствоваться нормами депутаткой этики, которые по определению включают в себя общепринятые правила поведения и этические ценности, оставление в опасности "данные изъяты" на месте дорожно-транспортного происшествия, вне зависимости от виновности в совершении указанных действий, указанному не отвечает.
Доводы о нарушении процедуры прекращения полномочий административного истца являлись предметом проверки судов и обоснованно были отклонены, как не нашедшие своего подтверждения. Как правильно было установлено судами, нарушений положений Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 года N 111-I "О Народном Хурале Республики Бурятия", Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 года N 113-I "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", а также Регламента Народного Хурала Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Народного Хурала Республики Бурятии от 16 апреля 2002 года N 1037-II, Положения о Комиссии по мандатам и депутатской этике Народного Харала Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 27 апреля 2017 года N 2416-V, административным ответчиком не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.