Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области, поступившую в суд первой инстанции 2 февраля 2021 г. на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 августа 2020 г. по административному делу N 2а-409/2020 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора Иркутской области к администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области о признании незаконными бездействие.
Заслушав доклад судьи Конаревой И.А, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор Иркутской области обратился в суд с административным иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области c требованием о признании незаконным бездействия администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по определению, места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп: информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп; организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования путем привлечения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, к осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп; и обязании в срок до 1 июня 2020 г..определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию й ремонту общего имущества в таких домах); надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования путем размещения такой информации на официальном сайте администрации Нижнеудинского муниципального образования, а также на информационном стенде в здании администрации Нижнеудинского муниципального образования; организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования путем привлечения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление
деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, к осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп.
В обоснование заявленных требований указал, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп на территории поселения не определено; меры по информированию населения муниципального образования о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не приняты; договор на оказание услуг по сбору ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией не заключен. Под потребителями ртутьсодержащих ламп понимаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением. Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. В соответствии с действующим законодательством администрация Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области несет обязанность по организации сбора и определению мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также по их информированию. На территории Нижнеудинского муниципального образования имеются индивидуальные жилые дома, жители которых являются потенциальными потребителями ртутьсодержащих ламп. Полагает, что неисполнение администрацией Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Нижнеудинского муниципального образования, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 марта 2020 г. заявленные требования удовлетворены частично, постановлено: признать незаконными бездействие администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования путем привлечения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, к осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп. Обязать администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области в срок до 01.06.2020 организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования путем привлечения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживании и размещению отходов I-IV класс опасности, к осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 августа 2020 г, решение суда первой инстанции оставлено без изменений, абзац 2 и 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Признать незаконным бездействие администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования. Обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области в срок до 1 июня 2020 г. организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования".
В кассационной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 марта 2020 г. в части удовлетворения административных исковых требований и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 августа 2020 г, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что административным ответчиком выполнены требования правовых актов, сбор рутьсодержащих ламп на территории муниципального района организован. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, не мотивированы, а в судебных актах не отражено и не исследовано какие действия по организации сбора ртутьсодержащих ламп не выполнены административным ответчиком.
На кассационную жалобу Прокурором Иркутской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Иркутской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при обращении с отходами I-IV классов опасности. В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования не организован, договор на оказание услуг по сбору ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией не заключен. Неудовлетворительная организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения в целях их дальнейшей утилизации приводит к их попаданию с другими бытовыми отходами на полигоны твердых бытовых отходов и свалки, то есть размещению их непосредственно в окружающей среде, что в свою очередь ведет к загрязнению ртутью или ее парами окружающей среды до концентраций, создающих прямую угрозу здоровью людей.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что на администрацию Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области возложена обязанность организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования, однако данные действия ею выполнены не были. Бездействием администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области нарушаются интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации. В связи с чем суд возложил на административного ответчика обязанность в срок до 01.06.2020 организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования путем привлечения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживании и размещению отходов I-IV класс опасности, к осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп.
Суд апелляционной инстанции проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции в части бездействия административного ответчика в организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Нижнеудинского муниципального образования. Между тем, выводы суда первой инстанции о том, что данные действия административный ответчик может провести в рамках своих полномочий по заключению договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, к осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп, признал не правильными, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления не возложена безусловная обязанность по заключению договоров со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, к осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп, в связи с чем изменил решение суда в данной части.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила), действовавшими на момент рассмотрения спора судами и принятия обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 8 Правил органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Сбор, размещение, обезвреживание и использование отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (пункты 9, 13, 19, 21 Правил).
Руководствуясь указанными нормами материального права, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в указанной части, поскольку ненадлежащее исполнение администрацией Нижнеудинского муниципального образования обязанности по принятию мер, направленных на организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп создает угрозу загрязнения окружающей среды опасными отходами, причинения вреда жизни и здоровью граждан, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, то есть неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления по реализации вопросов местного значения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. В ходе рассмотрения дела доводы прокурора об оспариваемом бездействии административного ответчика в данной части нашли подтверждение, поскольку последним не представлено доказательств принятия мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
Доводы подателя кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным судами обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, в том числе в части в связи с тем, что административным ответчиком как органом местного самоуправления исполнены полномочия в части организации деятельности по сбору и транспортирования твердых коммунальных отходов не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильной оценке заявителем характера спорных правоотношений и содержания судебных актов.
Согласно пункту 8 Правил органы местного самоуправления не только определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и осуществляют их информирование, но и организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп.
Между тем, доказательств исполнения данной обязанности в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, административным ответчиком в ходе рассмотрения административного дела не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности по осуществлению мер организационно-властного характера, направленных на решение отнесенных к ведению таких органов вопросов местного значения.
Способ участия органов местного самоуправление в решении вопроса местного значения по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп определяется самим органом местного самоуправления.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
В порядке устранения допущенного нарушения прав суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность.
Принимая во внимание, что лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем, вопрос об организации их сбора является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения), в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами нижестоящих судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.