Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю, Ковалевской В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0026-01-2020-001202-12 по иску Ершова А.Л, представителя Ершова В.А. к Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным решения о согласовании схемы расположения земельного участка, предварительного согласования предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить нарушения по кассационной жалобе Ершова А.Л, представителя Ершова В.А. - Ершова А.В. на решение Омского районного суда Омской области от 15 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Ершова А.Л, Ершова В.А. обратились суд с иском к Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация поселения), Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация района) о признании незаконным решения о согласовании схемы расположения земельного участка, предварительного согласования предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование требований истцами указано, что Ершова В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес" сельского поселения Омского муниципального района "адрес", а истец Ершова А.Л. проживает по адресу: "адрес"Б.
Администрацией поселения в 2017 г. был образован земельный участок с кадастровым номером N. Для образования данного земельного участка Администрация поселения обратилась в Администрацию района с заявлением, на основании которого последней издано распоряжение N Р-17/ОМС-854 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании земельного участка с условным номером N, площадью 17562 кв.м, расположенного в "адрес".
Распоряжением N Р-17/ОМС-854 от ДД.ММ.ГГГГ Администрация района согласовала схему расположения земельного участка в границах территориальной зоны ТЗ-500, т.е. зоны транспортной инфраструктуры и указала вид разрешенного использования участка "автомобильный транспорт". Пунктом 2 данного распоряжения указанный участок предоставлен Ростовкинскому сельскому поселению.
Истцы полагают, что при издании распоряжения N Р-17/ОМС-854 от ДД.ММ.ГГГГ были допущены грубые нарушения закона, а именно была предоставлена ложная информация об отнесении земельного участка к территориальной зоне транспортной инфраструктуры ТЗ-500, поскольку по документам градостроительного зонирования указанный земельный участок образовывался в границах зоны ЖЗ-104. Следовательно, Администрация поселения при подаче документов в Администрацию района неверно указала территориальную зону, в которой расположен земельный участок N площадью 17562 кв.м. по "адрес" "адрес" по заявлению истца.
С целью устранения выявленных прокуратурой района нарушений распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N Р-20/0МС-254 в распоряжение N Р-17/ОМС-854 от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения: исключено указание на расположение спорного земельного участка "в границах зоны транспортной инфраструктуры (ТЗ-500)". Истцы полагают, что такое изменение распоряжения Администрации района невозможно, в силу чего распоряжение в целом подлежит отмене, как незаконное, а земельный участок с кадастровым номером N должен быть расформирован.
По мнению истцов, в данном случае имело место изменение вида территориальной зоны, что требует проведения публичных слушаний для внесения изменений в Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ). Кроме того, в нарушение требований земельного законодательства сформированный земельный участок имеет изломанные границы, элементы вклинивания, в том числе, в принадлежащий Ершова А.Л. земельный участок, что препятствует его нормальному использованию.
Одновременно образование земельного участка с кадастровым номером N в имеющихся границах противоречат генеральному плану Ростовкинского сельского поселения, поскольку "адрес", на которой образован данный земельный участок, является автомобильной дорогой местного значения, но границы автомобильной дороги "адрес" не совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером N. При этом в территорию земельного участка с кадастровым номером N включены еще и междворовые проезды, которые к "адрес" отношения не имеют. Границы этих междворовых проездов также не соответствуют границе проездов согласно Генеральному плану.
В результате действий Администрации поселения по формированию земельного участка с кадастровым номером N дорога по "адрес" протяженностью 1200 метров юридически перестала существовать. В результате чего действия Администрации поселения повлекли нарушение прав истцов, поскольку принадлежащий Ершова В.А. земельный участок окружен не местами общего пользования, а земельным участком с видом разрешенного использования "улично-дорожная сеть", в то время как ранее был окружен зелеными насаждениями, которые в настоящее время вырубаются. Указанные обстоятельства нарушают права Ершова А.Л. на благоприятные условия жизнедеятельности, а также потенциально снижают стоимость земельного участка и жилого дома, принадлежащего истцам.
Помимо прочего, действия ответчиков повлекли нарушение прав других жителей поселения, так как сформированный участок с кадастровым номером N выведен из-под правого регулирования законодательства о дорогах и дорожной деятельности, устанавливающего, в том числе, требования к содержанию и ремонту дорог.
На основании изложенного истцы просили суд признать незаконными распоряжения Администрации района N Р-17/0МС-854 от ДД.ММ.ГГГГ и N Р-20/0МС-254 от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия Администрации поселения по формированию земельного участка с кадастровым номером N и его постановке на кадастровый учет; обязать Администрацию поселения совершить действия по расформированию земельного участка с кадастровым номером N и снять данный земельный участок с кадастрового учета.
Решением Омского районного суда Омской области от 15 июля 2020 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 октября 2020 г. решение Омского районного суда Омской области от 15 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ершова А.Л, представителя Ершова В.А. - Ершова А.В. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателей жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Так, суды не учли, что формальное исключение из распоряжения указания на зону ТЗ-500 не подтверждает соблюдение процедуры формирования участка. Кроме того, судами оставлены без внимание доводы истцов о том, что границы сформированного земельного участка с кадастровым номером N не соответствуют границам дороги по "адрес" градостроительного зонирования.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Администрацией поселения был заключен контракт N от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлись: "геодезическая съемка, подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и межевого плана по образованию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", земельные участки (территории) общего пользования ориентировочной протяженностью 1400 м, предоставление для государственного кадастрового учета, получение кадастрового паспорта в электронном виде 1 экз.". Работы включали также формирование проездов, в том числе к земельным участкам с кадастровыми номерами N, N N, сформированными для бесплатного предоставления льготным: категориям граждан - многодетным семьям, посредством которого также обеспечивается доступ к земельному участку Ершова В.А. с кадастровым номером N.
На основании заявления Администрации поселения распоряжением Администрации района N Р-17/ОМС-854 от ДД.ММ.ГГГГ "О предварительном согласовании земельного участка" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным номером 55:20:210101:ЗУ1, расположенного в границах Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района "адрес", из состава земель населенных пунктов, в границах зоны транспортной инфраструктуры (ТЗ 500), с видом разрешенного использования - автомобильный транспорт, площадью 17562 кв.м, расположенного в "адрес" поселения.
Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному МУП "Центр кадастровых работ", земельный участок сформирован из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт.
На момент принятия вышеуказанного распоряжения земельный участок, в отношении которого утверждена схема расположения, располагался в границах, обозначенных "Транспортная инфраструктура автомобильного транспорта" согласно ПЗЗ, утв. решением Совета Ростовкинского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в Карте градостроительного зонирования территории.
В соответствии с Генеральным планом Ростовкинского сельского поселения территории улично-дорожной сети, включая территорию сформированного земельного участка с кадастровым номером N отнесены к зоне транспортной инфраструктуры.
В ПЗЗ Ростовкинского сельского поселения зона транспортной инфраструктуры предусмотрена как зона ТЗ-500, с основными видами разрешенного использования которой являлись: обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса, автомобильный транспорт.
Распоряжением Администрации района Омской области N Р-17/ЮМС-1511 от ДД.ММ.ГГГГ Администрации поселения предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 17562 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N:5610, из состава земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - автомобильный транспорт.
Факт передачи данного вышеуказанного земельного участка подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) образованный Администрацией района земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ; сведения о границах территориальных зон Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области внесены в ЕГРН на основании письма Администрации поселения N ИСХ-19/ЮМС12663 от ДД.ММ.ГГГГ
Обозревая приложения к Генеральному плану, утвержденному в 2012 г, суды пришли к выводу, что в "адрес" улично-дорожная сеть обозначена и соответствует границам формируемого земельного участка. Данные обстоятельства, по мнению судов, указывают на то, что схема формируемого земельного участка соответствовала утвержденному проекту планировки территории.
"адрес" по обращению Ершова А.Л. проведена проверка соблюдения земельного и градостроительного законодательства на территории Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что в нарушение положений земельного законодательства Администрацией района в распоряжении N Р-17/0МС-854 от ДД.ММ.ГГГГ одновременно указаны и территориальная зона, и вид разрешенного использования земельного участка. По факту выявленных нарушений в адрес главы Администрации района приносился протест.
С целью устранения выявленных прокуратурой района нарушений Администрацией района распоряжением N Р-200МС-254 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжении N Р-17/ОМС-854 от ДД.ММ.ГГГГ: исключено указание на расположение спорного земельного участка "в границах зоны транспортной инфраструктуры (ТЗ-500)".
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ.
Из приведенной нормы следует, что предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из положений статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается, в частности территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка (пункты 1, 13, 14 названной статьи).
Согласно подпункту 4 пункта 14 статье 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок является, в частности, межевой план. Требования к межевому плану содержатся в статье 22 Федерального закона N 218-ФЗ.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке (далее - Приказ N 921).
Как указано в пункте 51 Приказа N 921 сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе "3" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в частности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что согласно картам Генерального плана объекты транспортной инфраструктуры обозначены следующим образом: дорога по "адрес", а также проезды с "адрес" к земельным участкам, в том числе проезд, примыкающий к земельному участку Ершова В.А, что, как полагают суды, подтверждает факт формирования земельного участка с кадастровым номером N с учетом расположения на нем существующей грунтовой дороги по "адрес" и проездов от нее, предусмотренных Генеральным планом поселения. Как следствие, схема формируемого земельного участка соответствовала утвержденному проекту планировки территории, что исключает необходимость проведения публичных слушаний.
Отвергая доводы истцов о нарушении их прав на благоприятную окружающую среду, суды отметили, что Ершова А.Л. в 2012 г. обращался в Администрацию поселения по вопросу организации проезда со стороны "адрес"; данный проезд был впоследствии организован, т.е. соответствовал реальным потребностям населения сельского поселения по организации улично-дорожной сети, включая потребности самого истца. Дальнейшее развитие такой сети, включающее в себя и вырубку насаждений, не может само по себе рассматриваться как нарушение прав жителей поселка, если при осуществлении вырубки не допущено каких-либо иных нарушений, о которых, впрочем, в рамках настоящего спора истцами заявлено не было.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 15 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ершова А.Л, представителя Ершова В.А. - Ершова А.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.