Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Александрова Г.И. и Артамоновой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-98/2020 (УИД N 91OS0000-01-2020-000272-07) по апелляционным жалобам Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совета министров Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г. об удовлетворении административного искового заявления Темирова Исмаила Юсуповича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, объяснения административного истца Темирова И.Ю. и представителя административного ответчика Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Темиров И.Ю. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об установлении по состоянию на 30 декабря 2019 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4368 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - склады, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1 668 000 рублей.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как арендатора указанного земельного участка, арендная плата за который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 7 сентября 2020 г. к участию в деле привлечен в качестве административного ответчика Совет министров Республики Крым.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г. частично удовлетворено административное исковое заявление Темирова И.Ю, установлена по состоянию на 30 декабря 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4368 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - склады, расположенного по адресу: "адрес", равная его рыночной стоимости в размере 2 524 000 рублей.
Данным решением разрешен вопрос о судебных расходах, которые взысканы с административного истца.
В апелляционных жалобах Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет министров Республики Крым просят об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду не соответствия экспертного заключения требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Согласно поступившему в суд апелляционной инстанции заявлению главы администрации муниципального образования Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Мельникова В.В. решение суда затрагивает интересы сельского поселения, которое не было привлечено к участию в деле как собственник земельного участка.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Темиров И.Ю. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А. поддержала апелляционную жалобу Совета министров Республики Крым и доводы главы администрации Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Мельникова В.В.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заявления главы администрации Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Мельникова В.В, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда на основании пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ ввиду принятия судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, что на основании заключенного с администрацией Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым договора аренды от 9 января 2018 г. Темиров И.Ю. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4368 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - склады, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно указанному договору арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 г. N 1492-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" по состоянию на 30 декабря 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4368 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - склады, расположенного по адресу: "адрес", определена в размере 4 096 223, 04 рублей.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, в соответствии с частью 1 статьи 245 которого юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснений, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающим применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона (статья 3).
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
В соответствии с положениями статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе по инициативе суда.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).
Приведенные выше законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объекта недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, а также являющиеся получателями платы по договору аренды находящегося в собственности объекта недвижимости органы местного самоуправления.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой один из доходов муниципального образования, зачисляемый в местный бюджет, средства которого служат для решения вопросов местного значения как конституционно установленной функции местного самоуправления.
Существенное снижение кадастровой стоимости объекта недвижимости влечет уменьшение поступающих в местный бюджет доходов, а следовательно, и финансовых возможностей органа местного самоуправления для удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения.
В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости объекта влияют на реализацию прав собственника этого объекта и напрямую затрагивают права и законные интересы муниципального образования как территориального объединения граждан.
Обращаясь в суд с требованием к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Темиров И.Ю. в административном исковом заявлении в качестве заинтересованных лиц указал, в том числе администрацию муниципального образования Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.
Указанный круг лиц не был сохранен судом при рассмотрении спора по существу.
Рассматривая административный иск, удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции не известил указанное в административном иске заинтересованное лицо администрацию муниципального образования Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, не привлек к участию в деле данное лицо и фактически разрешилвопрос о правах лица, не привлеченного к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ безусловным основанием к отмене решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального права в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ является безусловным основанием отмены решения суда, не может быть устранено при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, поскольку оно не позволило гарантировать следование непреложному принципу административного судопроизводства, закрепленному в пункте 7 статьи 6 КАС РФ, состязательности и равноправию сторон административного судопроизводства при активной роли суда - муниципальное образование Октябрьское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, интересы которого непосредственно затрагиваются оспариваемым судебным актом, было лишено возможности участвовать в судебном разбирательстве и реализовывать в полном объеме свои права, предусмотренные статьей 45 КАС РФ.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица муниципального образования Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, рассмотрен спор о правах лица, не привлеченного к участию в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по настоящему делу и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения закона, определить лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица муниципальное образование Октябрьское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, дать надлежащую оценку всем доказательствам и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционных жалоб не подлежат оценке.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в порядке, установленном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.