Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Каурнукаева "данные изъяты" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Каурнукаева Ш.М. к УМВД России по Хабаровскому краю об оспаривании отказа во включении в состав участников подпрограммы по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каурнукаев Ш.М. обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с исковым заявлением к УМВД России по Хабаровскому краю об оспаривании отказа во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы.
В обоснование заявленных требований Каурнукаев Ш.М. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о включении в состав участников государственной подпрограммы по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ на обращение, которым ему отказано в участии в данной подпрограммы в связи с тем, что он уволен из органов внутренних дел по основанию, не предполагающему включение в состав участников подпрограммы.
С данным решением он не согласен, полагает, что выводы, по которым ему отказано в участии в подпрограмме, являются ошибочными, все необходимые требования для признания его участником подпрограммы соблюдены, необходимые документы им предоставлены.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных Каурнукаевым Ш.М. требований отказано.
Суды при разрешении спора пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Каурнукаева Ш.М, поскольку он был уволен из органов внутренних дел по основанию пункта "л" статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" за грубое нарушение дисциплины, следовательно, с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, не мог быть включен в состав участников соответствующей программы.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Каурнукаевым Ш.М. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ и принятии по делу нового решения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал о нарушении судами норм процессуального права, что выразилось в непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица его супруги ФИО5, которая наравне с ним имеет право на обеспечение жильем. Кроме того, в материалах дела отсутствует протокол судебного заседания в письменной форме и аудиопротокол, в апелляционном определении нет подписей судей. При рассмотрении дела судами применен закон, не подлежащий применению, что повлияло на принятые судебные акты.
Лица, участвующие деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, с ДД.ММ.ГГГГ Каурнукаев Ш.М. проходил службу в органах внутренних дел, откуда уволен ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному пунктом "л" части 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" за грубое нарушение служебной дисциплины. Стаж службы в органах внутренних дел на дату увольнения составил 18 лет 8 месяцев 14 дней, общая продолжительность службы в УМВД России по Хабаровскому краю на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и в Советской Армии составила 10 лет 6 месяцев 8 дней. С ДД.ММ.ГГГГ Каурнукаев Ш.М. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УМВД России по Хабаровскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ Каурнукаев Ш.М. обратился в ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
По результатам рассмотрения обращения заместителем начальника тыла УМВД России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ Каурнукаеву Ш.М. дан ответ об отказе во включении в заявленную программу в связи с тем, что одним из условий признания участником программы является увольнение со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по основаниям: достижение предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, тогда как заявитель уволен из органов внутренних дел по иному основанию, не предусмотренному названным перечнем.
Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу о законности оспариваемого решения административного ответчика и соответствии оснований принятого решения требованиям действующего законодательства.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствует представленным в материалы дела доказательствам и постановлены при верном применении норм материального права.
Из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" следует, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (в действующей редакции Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) удостоверяется именным свидетельством - сертификатом.
Категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, установлены пунктом 5 Правил, к которым, в том числе, относятся сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники (абзац четвертый подпункта "а");
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (абзац шестой подпункта "а").
Для участия в ведомственной целевой программе указанные лица подают в учреждения федеральных органов заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением документов, перечисленных в подпункте "а" пункта 19 Правил.
Несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил, в силу подпункта "а" пункта 22 Правил является основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
Учитывая, что Каурнукаев Ш.М. уволен со службы из органов внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины, то есть по основанию, не предусмотренному абзацем шестым подпункта "а" пункта 5 Правил, у него отсутствует право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", на что правильно указали суды нижестоящих инстанций.
Таким образом, оспариваемый отказ в признании Каурнукаева Ш.М. участником ведомственной целевой программы по обеспечению жильем соответствует требованиям закона и не повлек нарушение прав административного истца, что в силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Утверждение в кассационной жалобе о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права не основано на материалах дела, в которых имеется протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции в письменной форме и аудиопротокол (л.д. 145-149), вынесенное по результатам апелляционного рассмотрения дела апелляционное определение соответствует требованиям части 2 статьи 179 и статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подписано судьями, входящими в состав судебной коллегии (л.д. 156).
Непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО5 не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального права, поскольку исходя из положений части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе вступить в административное дело по собственной инициативе, а также участвовать в судебном заседании путем их привлечения по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда только тогда, когда судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, в то время как из содержания административного иска и характера спорного правоотношения следует, что вынесенное решение суда права указанного лица не затрагивает и не возлагает на него каких-либо обязанностей.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами при разрешении дела правильно применены положения закона, регулирующего спорные правоотношения, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено, юридически значимые обстоятельства определены верно, в связи с чем оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Каурнукаева Ш.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.