Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Хабаровска Пильщиковой В.Е. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска об оспаривании постановления в части установления срока отселения физических и юридических лиц, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кировского района г. Хабаровска обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления от 17 февраля 2020 года N 474 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц указанного жилого дома, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании заключения городской межведомственной комиссии от 22 октября 2019 года N 759 администрацией г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 474 "О признании многоквартирного в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", в котором срок отселения жильцов дома установлен до 2025 года. Между тем согласно экспертному заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологи в Хабаровском крае" от ДД.ММ.ГГГГ N указанный жилой дом непригоден для дальнейшей эксплуатации. ИП ФИО5 проведено обследование технического состояния жилого "адрес", по результатам которого установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания, фундамент, стены, перекрытия находятся в аварийном состоянии, системы внутреннего электроснабжения - ограниченно работоспособные, техническое состояние крыши - недопустимое. При таких обстоятельствах срок отселения граждан, указанный в постановлении органа местного самоуправления - до 2025 года, определенный без какого-либо обоснования, не является разумным, противоречит жилищному законодательству, которое основано на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования прокурора Кировского района г. Хабаровска удовлетворены частично, пункт 3.2 постановления администрации г. Хабаровска от 17 февраля 2020 года N 474 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения жильцов многоквартирного "адрес" до 2025 года признан незаконным, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить новые разумные сроки отселения жильцов многоквартирного "адрес", в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции изменено в части возложения на администрацию г. Хабаровска обязанности, в данной части принято новое решение, которым на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения физических лиц из жилого "адрес", не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации г. Хабаровска Пильщиковой В.Е. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие у прокурора права обращаться в суд с настоящим административным иском, поскольку лица, проживающие в спорном доме, могут быть установлены. Считает, что оспариваемое постановление не нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, что исключало признание его незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указанный в постановлении срок для отселения граждан является предельным, установлен органом местного самоуправления в рамках своей компетенции, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий. Установление шестимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу для отселения жильцов многоквартирного дома в жилые помещения маневренного фонда является недостаточным, не отвечает принципам исполнимости и правовой определенности судебного акта, поскольку по состоянию на октябрь 2020 года в городе имеется 214 муниципальных жилых помещений маневренного фонда, из которых свободно только 15. Судами не учтено, что администрацией г. Хабаровска были направлены в адрес лиц, проживающих в доме, уведомления с информацией о необходимости переселения в маневренный фонд.
Административный ответчик - администрация г. Хабаровска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, ее представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, двухэтажный жилой "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, состоит из восьми квартир, четыре из которых являются муниципальной собственностью.
По результатам технического обследования "адрес", проведенного ИП ФИО5 в 2017 году, установлены следующие категории технического состояния указанного жилого дома: фундамент, стены, перекрытия - аварийное; крыши - недопустимое; системы внутреннего электроснабжения - ограниченно работоспособное; система водоснабжения и канализации - ограниченно работоспособное; система отопления - ограниченно работоспособное. В ходе проведения обследования выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" не соответствует требованиям пунктов 2.9, 2.12, 5.4, 5.5, 5.6, 4.7, 8.2.4, 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
На основании заключения межведомственной комиссии от 22 октября 2019 года N 759 "О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции" администрацией г. Хабаровска 17 февраля 2020 года принято постановление N 474 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", согласно которого срок отселения жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда установлен до 2025 года.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что определенный обжалуемым постановлением срок отселения граждан из подлежащего реконструкции многоквартирного жилого "адрес" (до 2025 года) не является разумным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку представленные в материалы дела доказательства объективно подтверждают развитие деформаций несущих конструкций дома, создающих реальную угрозу обрушения, и, как следствие, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.
Судебная коллегия кассационного суда не может согласиться с указанными выводами в силу следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее Положение).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, жильцов дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего реконструкции дома должны определяться исходя из фактического состояния дома, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи, при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока реконструкции дома.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу, имеющими значение для разрешения вопроса о разумности определенного органом местного самоуправления срока отселения жильцов многоквартирного "адрес" в жилые помещения маневренного фонда на время проведения реконструкции дома, является установление следующего: представляет ли опасность многоквартирный дом для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, возможность безопасного нахождения жильцов дома в нем в пределах установленного органом местного самоуправления срок отселения жильцов, в том числе фактическое проживание граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями в данном аварийном доме.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании действий (бездействия) принятых или совершенных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд обязан выяснить нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 11 указанной нормы обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд, в данном случае на прокурора, обратившегося в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Между тем в нарушение указанных положений процессуального закона прокурором не представлены такие доказательства, а судом не исследован вопрос о фактическом проживании граждан в признанном аварийным многоквартирном доме, пользовании ими жилыми помещениями, наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также возможности безопасного нахождения жильцов дома в нем до 2025 года с учетом состояния дома.
Вопреки позиции прокурора размер определенного физического износа многоквартирного жилого дома сам по себе не свидетельствует о наличии реальной угрозы его разрушения, и как следствие о неразумности установленных органом местного самоуправлениях предельных сроков отселения жильцов дома, подлежащего реконструкции. Данное обстоятельство явилось основанием для принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений об обращении жильцов многоквартирного дома в администрацию г. Хабаровска с заявлением о расселении в жилые помещения маневренного фонда до наступления установленного оспариваемым постановлением срока ввиду невозможности дальнейшего проживания в аварийном доме.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что многоквартирный жилой "адрес" представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, в связи с чем установленный постановлением администрации г. Хабаровска от 17 февраля 2020 года N 474 срок отселения жильцов дома - до 2025 года является неразумным, сделаны без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Не устранены данные нарушения и при рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции приведенным требованиям не отвечают, поскольку приняты при неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и существенном нарушении норм процессуального права о всестороннем и полном установлении всех фактических обстоятельств по административному делу, что привело к принятию неправильных судебных актов и повлияло на исход дела.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными, а также подлежащими установлению по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Хабаровска в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.