Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Козловой "данные изъяты" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Козловой Г.Я. к администрации г. Владивостока об оспаривании отказа в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно в собственность.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав объяснения представителя административного истца Грановски Д.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации г. Владивостока Понитаева В.И, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козлова Г.Я. обратилась в Ленинский районный суд г. Владивостока с административным исковым заявлением к администрации г. Владивостока об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе Козловой Г.Я. в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно", возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, что подтверждается выданным ей удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ. Считая, что в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" она имеет право на льготы и компенсации, соответствующие статусу ее супруга, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае". По результатам рассмотрения обращения администрацией г. Владивостока принято постановление от 27 апреля 2020 года N 1668 об отказе в постановке ее на учет в связи с тем, что она не относится ни к одной из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае". С данным постановлением она не согласна, считает, что с учетом положений пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" относится к категории граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Козловой Г.Я. удовлетворены, постановление администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе Козловой "данные изъяты" в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно" признано незаконным, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление Козловой Г.Я. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
Удовлетворяя заявленные Козловой Г.Я. требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, относится к гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные льготы и гарантии участников Великой Отечественной войны, поэтому она подпадает под указанную в пункте 3 части 1 статьи 10 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" категорию лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении административного иска Козловой Г.Я. отказано.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, поскольку члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны не приравнены к участникам Великой Отечественной войны и не относятся к гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Козловой Г.Я. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ и оставлении в силе решения Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, считая, что она, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и компенсации, которые полагаются ветеранам войны, и тем самым относится к категории лиц, указанным в пункте 3 части 1 статьи 10 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену или изменение принятого по делу апелляционного определения в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Козлова Г.Я. является вдовой инвалида и участника Великой Отечественной войны ФИО7, о чем ей выдано удостоверение серии N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Владивостока поступило заявление Козловой Г.Я. о поставке ее на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в соответствии с Законом Приморского края от 3 октября 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ N Козловой Г.Я. отказано постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в связи с тем, что она не относится ни к одной из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований Козловой Г.Я. о признании указанного постановления органа местного самоуправления незаконным, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 4, 15, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статей 10, 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", пришел к выводу, что административный истец не относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, поскольку члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обладают самостоятельным правом на предоставление определенных законом мер социальной поддержки, не приравнены к участникам Великой Отечественной войны и не относятся к гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия кассационного суда находит указанные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Такие случаи предусмотрены Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, в том числе, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан) и для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования по месту постоянного проживания (не менее двух лет) - участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны (абзац пятый пункта 2 и абзац второй пункта 3).
В силу части 4 указанной статьи предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при соблюдении следующих условий: гражданин состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно; гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39(5) Земельного кодекса Российской Федерации, настоящим Законом, Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", Законом Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".
Порядок учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, установлен статьей 11 Закона от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, в соответствии с частью 2 которой граждане, относящиеся к одной из категорий, указанных в пунктами 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона, в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подают заявление о постановке на учет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, по месту постоянного проживания непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае если гражданин не относится ни к одной из категорий, указанной в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 Закона от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, в постановке на учет ему отказывается (часть 6 статьи 11).
Федеральный законодатель, реализуя полномочия по определению мер социальной поддержки, установлению формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них, в том числе по определению мер социальной поддержки различных категорий ветеранов, в части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определилкруг лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, а также предусмотрел меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны (статья 15) и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (статья 21).
При этом объем мер социальной защиты для участников Великой Отечественной войны и членов семьи погибших (умерших) участников войны различен.
Таким образом, члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны не относятся к категории граждан, на которых распространяются социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, поскольку обладают правом получения иных (самостоятельных) мер социальной поддержки, перечень которых установлен законодателем в статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Указанное свидетельствует о том, что Козлова Г.Я. не относится к категории граждан, определенных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 Закона от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, в связи с чем, у административного ответчика имелись предусмотренные частью 6 статьи 11 данного Закона основания для отказа заявителю в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
При таких обстоятельствах, отменяя решение суда первой инстанции и разрешая дело по существу, суд апелляционной инстанции правомерно оставил без удовлетворения требования Козловой Г.Я. о признании незаконным постановления администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе Козловой Г.Я. в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно".
Доводы кассационной жалобы заявителя о наличии у нее как вдовы участника Великой Отечественной войны прав на льготы и компенсации, которые полагаются участникам Великой Отечественной войны ввиду того, что ее право производство от права умершего супруга, основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, поэтому отмену постановленного по делу апелляционного определения не влекут. Распространение социальных гарантий и льгот участников Великой Отечественной войны на иные категории граждан должно быть прямо предусмотрено действующим законодательством. Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" таких положений для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны не содержит.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, поэтому основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Козловой Г.Я. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.