Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Желобатова "данные изъяты" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Желобатова В.С. к администрации г. Хабаровска, комитету по управлению Железнодорожным районом администрации г. Хабаровска об оспаривании постановления в части отнесения жилого помещения к числу служебных.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Желобатов В.С. обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с административным иском к администрации г. Хабаровска о признании незаконным отнесение жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", к числу служебных на основании постановления главы администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 20 января 1999 года N 90 "О закреплении служебной "адрес" за 3-й дистанцией гражданских сооружений ДВЖД".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что однокомнатная квартира площадью 27, 9 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", предоставлена ему в 1992-1993 годах, однако ордер на жилое помещение выдан только в 1999 году. Постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 20 января 1999 года N 90 указанная квартира отнесена к числу служебных с одновременным ее закреплением за 3-й дистанцией гражданских сооружений ДВЖД. Полагает, что квартира отнесена к числу служебных жилых помещений в отсутствие законных оснований и неуполномоченным лицом. На основании постановления главы администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 12 апреля 1999 года N 418 утвержден список на заселение квартир. Предоставление ему квартиры произошло на основании пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утвержденных решением крайисполкома и крайсовпрофа от 21 февраля 1991 года N 46, который регулировал правоотношения по предоставлению квартир нуждающимся гражданам по ордеру в общем порядке, а не в отношении служебных квартир.
Поскольку он нуждался в жилом помещении и был вселен в квартиру в 1992 году в период трудовых отношений с 11-й дистанцией гражданских сооружений ДВЖД по решению работодателя, отнесение квартиры к числу служебных жилых помещений является законным, при этом до настоящего времени в ЕГРН не содержится сведений о регистрации квартиры в качестве служебного жилья.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет по управлению Железнодорожным районом администрации г. Хабаровска.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, Желобатову В.С. отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Оставляя административный иск Желобатова В.С. без удовлетворения, суды исходили из того, что вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ранее рассмотренному гражданскому делу по иску Желобатова В.С. к администрации г. Хабаровска о признании права пользования на условиях договора социального найма жилого помещения квартирой, расположенной по адресу: "адрес", и признании права на приватизацию жилого помещения дана оценка доводам истца о незаконности закрепления жилого помещения в качестве служебного, невнесении сведений о квартире в соответствующий реестр специализированного жилого фонда, фактическом предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем установленные указанным судебным актом обстоятельства в силу их преюдициальности переоценке в рамках настоящего дела не подлежат. Кроме того, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 20 января 1999 года N 90 принято уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Помимо этого суд первой инстанции указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Желобатовым В.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по административному делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что факт предоставления ему спорного жилого помещения в 1992 году до присвоения ему статуса служебного подтверждается сообщением Хабаровской дистанции гражданских сооружений от ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым до момента выдачи ордера в 1999 году он выполнял обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поэтому статус служебного жилья не мог быть присвоен без его согласия. В части пропуска срока на предъявление в суд административного иска полагает, что он им не пропущен, поскольку данный срок надлежит исчислять с марта 2020 года, когда ему стало известно о нарушении его права на приватизацию жилого помещения в связи с наличием оспариваемого постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено такого рода нарушений, влекущих отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на основании постановления мэра г. Хабаровска от 12 октября 1998 года N 2311 жилой дом по "адрес" принят от ГУП ДВЖД в муниципальную собственность.
Постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 20 января 1999 года N 90 "адрес" включена в служебный жилой фонд и закреплена за 3-й дистанцией гражданских сооружений ДВЖД.
Согласно постановлению главы администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 2 апреля 1999 года N 418 утверждены списки на заселение квартир, в том числе, представленные Хабаровской 3-й дистанцией гражданских сооружений на заселение Желобатова B.C. в служебную однокомнатную "адрес" жилой площадью 17, 3 кв.м. в "адрес", на состав семьи - 1 человек.
На основании вышеуказанных постановлений администрацией Железнодорожного района г. Хабаровска Желобатову В.С. выдан ордер на служебного жилое помещение N, расположенное по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ Желобатов B.C. зарегистрирован в данном жилом помещении.
Разрешая заявленные Желобатовым В.С. требования и отказывая в их удовлетворении, суды нижестоящих инстанций сослались на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по гражданскому делу по иску Желобатова В.С. к администрации г. Хабаровска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и признании права на приватизацию жилого помещения, а также пришли к выводу о соблюдении порядка принятия оспариваемого постановления от 20 января 1999 года N 90 "О закреплении служебной "адрес" за 3-й дистанцией гражданских сооружений ДВЖД".
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах, ошибок в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, судами не допущено.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (статья 105 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно действовавшему на дату принятия оспариваемого постановления Положения об администрации района г. Хабаровска, утвержденного постановлением мэра г. Хабаровска от 17 апреля 1996 года N 1293, администрация района г. Хабаровска является юридическим лицом и структурным подразделением администрации города - исполнительного органа городского самоуправления, и выполняет функции по организации жилищно-коммунального обслуживания населения района, в том числе: ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства; ведет учет и распределение муниципального жилого фонда и жилья ведомств, полученного администрацией на основании постановлений Правительства РФ и договоров о сотрудничестве с предприятиями всех форм собственности; оформляет и выдает ордера на заселение жилого фонда района на правах найма помещения, ведет систему обязательной регистрации собственников квартир в муниципальном фонде; осуществляет распределение и оформление освободившейся жилой площади в домах муниципальной собственности, согласовывает заселение в домах иных форм собственности (пункты 1.1, 1.5, 2.1).
С учетом приведенных норм суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что постановление администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 20 января 1999 года N 90 "О закреплении служебной "адрес" за 3-й дистанцией гражданских сооружений ДВЖД" принято уполномоченным органом, по предмету, отнесенному к его ведению, в рамках установленной нормативными правовыми актами компетенции, и в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации споры, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце шестом пункта 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Вопреки позиции Желобатова В.С, отраженной в административном иске и кассационной жалобе, обстоятельства вселения его в спорное жилое помещения не могут являться предметом разрешения по настоящему административному иску.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Указанное свидетельствует о том, что отнесение жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", к числу служебных на основании постановления главы администрации Железнодорожного района г. Хабаровска от 20 января 1999 года N 90 само по себе прав административного истца не нарушает.
За признанием права на приватизацию занимаемого жилого помещения Желобатов В.С. обращался в порядке гражданского судопроизводства, в удовлетворении его исковых требований отказано вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. При разрешении гражданского дела судом установлено, что до присвоения жилому помещению, предоставленному Желобатову В.С. в 1999 году, статуса служебного решение о предоставлении ему данного помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, факт предоставления Желобатову В.С. квартиры в 1992 году суд признал недоказанным.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено, Желобатову В.С. обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, рассмотрев настоящее административное дело по существу заявленных требований, суды также сослались на пропуск административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как верно указано судом первой инстанции, спорное жилое помещение отнесено к служебному жилищному фонду постановлением от 20 января 1999 года N 90, приведенным в качестве основания предоставления Желобатову В.С. жилья в ордере на служебное жилое помещение N, выданном административному истцу ДД.ММ.ГГГГ, тогда как с настоящим административным иском Желобатов С.В. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводом судов о пропуске административным истцом срока на обращение в суд за защитой нарушенного права и отсутствии оснований для его восстановления, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В целом доводы кассационной жалобы заявителя основаны на ошибочном толковании норм процессуального и материального права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, и не содержат обстоятельств, являющихся основанием для отмены решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Желобатова В.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.