Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Степановой А.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Николаева "данные изъяты" к Окружной администрации г. Якутска, департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав возражения на кассационную жалобу представителя административного истца Матвеевой С.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Николаев А.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 6735 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, являясь собственником нежилого сооружения общей площадью 275, 3 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:216 площадью 6735 кв.м, на котором расположен объект недвижимости.
Решением департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в предоставлении земельного участка ввиду расположения его части за пределами линий градостроительного регулирования (красных линий), изъятия земельного участка из оборота и его нахождение в пределах береговой полосы водного объекта.
С данным отказом он не согласен, поскольку является владельцем земельного участка на основании договора аренды и имеет исключительное право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность, доказательства отнесения земельного участка к землям общего пользования административным ответчиком не представлены, красные линии на земельном участке не установлены ввиду отмены распоряжения о резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории г. Якутска, какие-либо ограничения в отношении спорного земельного участка в ЕГРН не зарегистрированы, в пределах водоохраной зоны земельный участок не расположен.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, требования Николаева А.А. удовлетворены, изложенный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность Николаеву А.А. признан незаконным, на департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно в установленные сроки и порядке рассмотреть заявление Николаева А.А. о предоставлении в собственность земельного участка, с департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в пользу Николаева А.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Удовлетворяя заявленные Николаевым А.А. требования, суды исходили из отсутствия оснований для отказа административному истцу в реализации его исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, ввиду недоказанности административным ответчиком факта расположения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий и в пределах береговой полосы водного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ представителем Окружной администрации г. Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Степановой А.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Николаевым А.А. требований.
В кассационной жалобе представитель административных ответчиков ссылается на расположение спорного земельного участка в границах красных линий, установленных распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 21 октября 2013 года N 319/1зр "Об утверждении проекта планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска", а также в пределах береговой полосы водного объекта согласно актам обследования земельного участка от 25 марта 2020 года N 602 и от 11 августа 2020 года N 1218, что в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации исключает его приватизацию.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Как следует из материалов дела, Николаеву А.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - сооружение, площадью 275, 3 кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Указанный объект недвижимости находится в пределах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6735 кв.м, предоставленного департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Николаеву А.А. на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для использования под производственную базу на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Николаев А.А. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6735 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для использования под производственную базу.
Рассмотрев заявление, департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска письмом от ДД.ММ.ГГГГ N сообщил Николаеву А.А. о невозможности предоставления указанного земельного участка на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности запрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) и часть его расположена в пределах береговой полосы водного объекта, что также подтверждается актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, составленным управлением муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения, регулируются статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка является то обстоятельство, что испрашиваемый в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Содержание понятия территории общего пользования дано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории (часть 4). Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации); на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи (пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-0, от 15 июля 2010 года N 931-0-0, от 25 февраля 2016 года N 242-0 и от 4 апреля 2017 года N 593-0).
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при реализации своих полномочий в области градостроительной деятельности не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования.
Из материалов дела следует, что по проекту планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска, утвержденному распоряжением от 21 октября 2013 года N 319/1зр, линии градостроительного регулирования (красные линии) установлены в связи с планируемым строительством железной дороги, которая пересекает испрашиваемый заявителем земельный участок.
Между тем, вопреки доводам кассационной жалобы, утверждение распоряжением от 21 октября 2013 года N 319/1зр Окружной администрацией г. Якутска Проекта планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска (красные линии) само по себе не является основанием для отказа в предоставлении собственнику объекта недвижимости земельного участка для его эксплуатации.
На основании Между тем, рраспоряжения Окружной администрации г. Якутска от 3 октября 2014 года N 1731р "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск" на земельные участки, в том числе, на спорный земельный участок, наложены обременения, однако, данное распоряжение было отменено распоряжением и.о. главы городского округа "город Якутск" от 23 августа 2018 года N 1804р.
В силу пункта 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N, находящийся в аренде у Николаева А.А, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, решение о его изъятии в связи с планируемым строительством железной дороги в установленный пунктом 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации срок не принято.
При таких обстоятельствах отказ административного ответчика в предоставлении Николаеву А.А. земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:216 для использования принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости по основанию пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является незаконным.
Кроме того, в силу пункта 2 части 4 и части 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В нарушение частей 1, 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не были представлены допустимые и относимые доказательства нахождения земельного участка, испрашиваемого Николаевым А.А, в пределах береговой полосы водного объекта.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок согласно схеме градостроительного зонирования (л.д. 81) находится в зоне П-4 (производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности), по проекту планировки территории предназначен под объекты производственного назначения, предоставлен административному истцу на праве аренды из земель населенных пунктов для использования под производственную базу.
Вопреки доводам кассационной жалобы, представленный в материалы дела акт обследования спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистом управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска, не является надлежащим и достаточным доказательством, подтверждающим факт расположения земельного участка в границах береговой полосы водного объекта, при том, что данным актом установлена возможность использования участка под испрашиваемый вид.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в предоставлении Николаеву А.А. земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, в связи с его нахождением в границах красных линий и в границах береговой полосы, является правильным. Поэтому суд первой инстанции правомерно признал незаконным принятое органом местного самоуправления решение и в порядке устранения допущенных нарушений прав административного истца обоснованно возложил на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Николаева А.А.
При повторном рассмотрении заявления Николаева А.А. уполномоченный орган должен учесть, что Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает для собственников зданий и сооружений исключительное право на приобретение земельных участков, на которых эти объекты расположены, реализуемое без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.20). При предоставлении земельного участка в аренду или в собственность без публичных торгов орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны учитывать потребность собственника здания или сооружения в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на этом участке. В данном случае собственник объекта недвижимости площадью 275, 3 кв.м. должен обосновать необходимость приобретения земельного участка площадью 6735 кв.м. для эксплуатации объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм градостроительного и земельного законодательства, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, и не содержат обстоятельств, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами нижестоящих инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленными обстоятельствам, в связи с чем основания для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.