Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 21 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Центрального района города Хабаровска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, заинтересованные лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, Министерство культуры Хабаровского края, администрация города Хабаровска, Правительство Хабаровского края о признании права федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Центрального района города Хабаровска обратился в Центральный районный суд города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации с вышеназванным административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) и просил признать право федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года; обязать МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО зарегистрировать в установленном законом порядке право федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года; обязать МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО внести сведения об объекте культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, в реестр федерального имущества в установленном порядке.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Центрального района города Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что на территории Центрального района города Хабаровска по адресу: город Хабаровск, Комсомольская площадь, расположен объект культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, сохранение, использование и популяризация которого не осуществляется. Объект культурного наследия - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, внесён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации, поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327. До настоящего времени право собственности на данный объект культурного наследия федерального значения не зарегистрировано.
Определением суда от 29 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Министерство культуры Хабаровского края, администрация города Хабаровска, Правительство Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 21 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июля 2020 года, административные исковые требования прокурора Центрального района города Хабаровска удовлетворены в полном объёме.
29 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 29 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Центрального района города Хабаровска.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, данное дело должно было быть рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства, поскольку прокурором заявлено требование о признании права федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, и поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения претензионного (досудебного) порядка (никто из уполномоченных органов в МТУ Росимущества по Хабаровскому краю и ЕАО за регистрацией права федеральной собственности не обращался), исковое заявление подлежало возвращению (оставлению без рассмотрения). Кассатор является ненадлежащим ответчиком, поскольку его полномочия определены и ограничены действующим законодательством. Полномочиями по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения кассатор не наделён. Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что государственная охрана объектов культурного наследия передана органам государственной власти субъектов РФ и является их приоритетной задачей. При этом, в соответствии с действующим законодательством, на момент возникновения спорных правоотношений, памятники истории и культуры федерального значения подлежали принятию в собственность Хабаровского края. Всё имущество, принадлежащее РСФСР, до введения в действие Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года, имело статус государственного.
Спорный памятник не включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, который установлен распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 759-р "Об утверждении перечней объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России". Указанным постановлением установлено, что за сохранность памятников культуры полную ответственность несут Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы и сельские Советы депутатов трудящихся. В Хабаровском крае федеральной собственностью, переданной Хабаровскому краю, а также собственностью Хабаровского края управляет Правительство края в лице Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения осуществляет управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края. При этом, в бюджет Хабаровского края заложены денежные средства, в том числе на сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, осуществление полномочий Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия. Кроме этого, спорный памятник имеет признаки бесхозяйного имущества, а земельный участок, на котором он расположен, является собственностью Хабаровского края.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 года кассационная жалоба МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно статьям 9, 9.2, 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе охранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и собственности муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и т.д.
Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (абзац второй части 5 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определены категории объектов культурного наследия, которые разграничиваются на объекты культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N176 утверждён перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. К таким объектам отнесены памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1969 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР", с учётом принятых к нему дополнений.
Перечни объектов культурного наследия федерального значения (далее в настоящем пункте - перечни объектов) формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.
В случае, если предложения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по перечням объектов не поступили в установленный срок (до 1 декабря 2007 года) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, Российская Федерация вправе в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, на которые не зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а также осуществлять пользование, владение и распоряжение указанными объектами, в том числе включение таких объектов в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно пунктам 5.7, 5.40 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, помимо прочего, в установленном порядке учёт федерального имущества, функции по обособленному учёту имущества, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признаётся (возникает) в соответствии с федеральными законами.
На территории Хабаровского края и Еврейской автономной области указанные функции осуществляет МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Центрального района города Хабаровска проверки исполнения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, установлено, что на территории Центрального района города Хабаровска по адресу: город Хабаровск, Комсомольская площадь, расположен объект культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, сохранение, использование и популяризация которого не исполняется.
Объект культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, внесён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации как памятник искусства федерального значения.
Согласно сообщениям департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска от 17 сентября 2019 года, Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 30 сентября 2019 года, объект культурного наследия федерального значения - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, муниципальной собственностью не является, в реестре муниципального имущества городского округа "Город Хабаровск" не числится, в реестре краевого государственного имущества также не значится.
Из сообщения МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 13 сентября 2019 года следует, что памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, расположенный по адресу: город Хабаровск, Комсомольская площадь, в реестре федерального имущества не учтён и правообладателями федерального имущества к учёту не заявлен.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 17 сентября 2019 года, об объекте культурного наследия - памятнике героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, сведения о присвоении кадастрового номера, зарегистрированных правах, отсутствуют.
В тоже время, объект культурного наследия - памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, расположенный на Комсомольской площади в городе Хабаровске, включён в список памятников искусства, подлежащих охране как памятник государственного значения, согласно приложению N 1, утверждённому Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1969 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР".
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённое постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432, и пришли к обоснованному выводу, что памятник героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, является федеральной собственностью, между тем право собственности на него как на объект культурного наследия федерального значения не зарегистрировано.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный памятник не включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, который установлен распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 759-р "Об утверждении перечней объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России"; что подлежит принятию в собственность Хабаровского края, а также довод о том, что требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку требования прокурора носят гражданско-правовой характер, защита которых осуществляется в порядке искового производства, были предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Довод кассационной жалобы о том, что МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО является ненадлежащим ответчиком, поскольку оно не наделено полномочиями по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, правового значения не имеет, поскольку вопросы, которые касаются обслуживания памятника героям, павшим за освобождения Дальнего Востока, 1956 года, не относятся к существу настоящего спора об оспаривании бездействия и понуждении оформления права федеральной собственности.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 21 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.