Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока, Управления муниципальной собственности города Владивостока на решение Советского районного суда города Владивостока от 11 июня 2020 города, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 9 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Француза Виктора Григорьевича к администрации города Владивостока, Управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя администрации города Владивостока и Управления муниципальной собственности города Владивостока ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы Француза В.Г. и его представителя ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Француз В.Г. обратился в Советский районный суд города Владивостока с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными действия Управления муниципальной собственности города Владивостока (далее - УМС города Владивостока), связанные с отказом в передаче земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в собственность, и обязать административного ответчика предоставить ему указанный земельный участок бесплатно в собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что являясь военным пенсионером, ветераном военной службы, он обратился к административному ответчику с заявлением о передаче находящегося у него в аренде земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (примерно 448 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка) (в настоящее время участку присвоен адрес: "адрес"), в собственность. 17 января 2020 года, ссылаясь на Закон Приморского края N90-КЗ, который не предусматривает возможность бесплатного предоставления гражданам земельных участков для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, ему отказано в передаче вышеуказанного земельного участка в собственность. Считает отказ незаконным, поскольку причины отказа не входят в перечень, установленный законодательством. Указывает, что построенный на арендованном земельном участке дом, зарегистрирован надлежащим образом и ему присвоен кадастровый номер.
Решением Советского районного суда города Владивостока от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 9 сентября 2020 года, административные исковые требования Француза В.Г. удовлетворены частично, признано незаконным решение УМС города Владивостока от 17 января 2020 года N 29582/20, и на УМС города Владивостока возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Француза В.Г. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в установленный законом срок.
29 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Владивостока и УМС города Владивостока, поданная через Советский районный суд города Владивостока 26 января 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Так, спорный земельный участок имеет вид разрешённого использования "для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства)", а действующая редакция Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ не предусматривает возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства. Кроме этого, данный вид разрешённого использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны "Ж-1". Административный истец осуществил строительство жилого дома и зарегистрировал в отношении него право собственности в нарушение земельного и гражданского законодательства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 года кассационная жалоба администрации города Владивостока и УМС города Владивостока передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации города Владивостока и УМС города Владивостока ФИО7, возражения Француза В.Г. и его представителя ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Француз В.Г. является ветераном военной службы (удостоверение Военного совета Тихоокеанского флота от 19 мая 1999 года N 408680).
На основании договора аренды земельного участка N 05-Ч-17611 от 26 августа 2013 года и соглашения о передаче прав и обязанностей от 28 ноября 2017 года, Француз В.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (ныне - "адрес").
Также, Француз В.Г. является собственником жилого дома с кадастровым номером N площадью 159 кв.м, назначение: жилое строение, адрес: "адрес". Объект поставлен на кадастровый учёт 15 февраля 2018 года.
Согласно выписки из кадастрового паспорта от 10 ноября 2011 года, земельный участок с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 448 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: "адрес". Земельный участок поставлен на кадастровый учёт 9 ноября 2011 года.
27 февраля 2018 года Француз В.Г. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: ведение дачного хозяйства.
Решением департамента имущественных и земельных отношений Приморского края, изложенным в письме от 18 марта 2019 года за N20/03/02-06/8136, Французу В.Г. отказано в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером N в связи с тем, что земельный участок был предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, а заявитель возвёл на нём жилой дом, то есть использовал его не в соответствии с его целевым назначением.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Владивостока от 1 июля 2019 года отказ департамента имущественных и земельных отношений Приморского края был признан незаконным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенное нарушение, в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу передать заявление Француза В.Г. о досрочном прекращении права аренды и передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:400 на рассмотрение по подведомственности в уполномоченный орган местного самоуправления Владивостокского городского округа в соответствии с Законом Приморского края от 3 декабря 2018 года N 402-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельный отношений".
Решением УМС города Владивостока, изложенным в письме от 17 января 2020 года за N 29582/20, Французу В.Г. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешённого использования: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), в целях ведения дачного хозяйства, местоположение: "адрес", со ссылкой на действующую редакцию Закона Приморского края N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", которая не предусматривает возможность бесплатного предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства.
Согласно Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Так, на территории Приморского края в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ) правом на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору) обладают ветераны военной службы.
Законом Приморского края от 9 октября 2017 года N 175-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" из абзаца первого пункта 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ исключены цели предоставления земельного участка бесплатно в собственность - для дачного строительства и дачного хозяйства, и с 1 января 2019 года указанная норма изложена в следующей редакции: земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан).
Между тем с указанной даты (1 января 2019 года) вступил в законную силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", переходные положения которого в части 7 статьи 54 предусматривают, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ административного ответчика является незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок по своему назначению и виду разрешённого использования является садовым земельным участком.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрацией города Владивостока и УМС города Владивостока не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации города Владивостока и УМС города Владивостока, в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Владивостока от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока и Управления муниципальной собственности города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.