Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-49/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Сахаэнерго" о признании не действующим в части постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2019 года N238 "Об установлении постационных тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую АО "Сахаэнерго" на 2020-2022 годы", по апелляционной жалобе Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Пинигиной С.Э, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административного истца АО "Сахаэнерго" Алексеевой С.В, Федорова П.Н, Головченко Н.Л, представителя заинтересованного лица ПАО "Якутскэнерго" Егорова К.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 декабря 2019 года Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет) принял постановление N 238 "Об установлении постационных тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую АО "Сахаэнерго" на 2020-2022 годы" (далее - Постановление N 238), установлены тарифы для расчетов между АО "Сахаэнерго" и ПАО "Якутскэнерго" по договору купли-продажи электрической энергии, тарифы установлены методом экономически обоснованных затрат, в том числе, на 2020 год (базовый год), по каждой станции, и приведены в 139 (ста тридцати девяти) Приложениях к данному постановлению.
Постановление опубликовано 28 декабря 2019 года на официальном Интернет-портале в информационно-аналитической системе "Тарифные решения" http:tdb.regportal-tariff.ru.
Акционерное общество "Сахаэнерго" (далее - АО "Сахаэнерго", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановление N 238 в части установления тарифов для расчетов между АО "Сахаэнерго" и ПАО "Якутскэнерго" по договору купли-продажи электрической энергии, на 2020 год, с 01 января по 30 июня 2020 года и с 01 июля по 31 декабря 2020 года, указанных в приложениях к постановлению. Требования мотивированы тем, что ответчик неправомерно исключил из необходимой валовой выручки на 2020 год экономически обоснованные расходы истца в размере 245, 47 млн. рублей, в том числе: 8, 239 млн. рублей - разница между фактически снятой в расчете необходимой валовой выручки суммой и указанной суммой снятия в протоколе заседания Правления Комитета; 35, 568 млн. рублей - расходы по статье "Услуги пассажирского транспорта"; 201, 573 млн. рублей - расходы по статье "Расходы на оплату труда", в том числе 155, 465 млн. рублей - расходы по оплате труда и 46, 108 млн. рублей - затраты по статье "страховые взносы". Фактические затраты общества за 2018 и 2019 годы на транспортные услуги подтверждены аудиторскими заключениями. Расходы на оплату труда рассчитаны ответчиком без учета Отраслевого соглашения. При корректировке необходимой валовой выручки органом регулирования допущена арифметическая ошибка, вместо 81, 672 млн. рублей фактически снято 90, 001 млн. рублей. Незаконное исключение из необходимой валовой выручки подтвержденных соответствующими документами расходов нарушает права общества на осуществление предпринимательской деятельности.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2020 года административные исковые требования удовлетворены; дополнительным решением суда от 28 сентября 2020 года постановлено опубликовать решение суда первой инстанции на официальном Интернет-портале в информационно-аналитической системе "Тарифные решения"; дополнительным решением суда от 03 декабря 2020 года определен момент, с которого признаны недействующими нормативные правовые акты - с момента вступления в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Комитета Пинигина С.Э. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт полагает, что Постановление N 238 не является нормативным правовым актом, поскольку установленные этим актом тарифы предназначены для расчетов между двумя организациями и не направлены на неопределенный круг лиц, тариф установлен на определенный период, что не соответствует признаку неоднократности, в республиканских газетах и на официальном портале акт не опубликовывался. Расчет затрат на оплату труда произведен исходя из минимальной месячной тарифной ставки на уровне 2018 года, что не противоречит требованиям законодательства. Превышение этого уровня повлекло бы увеличение тарифа для конечного потребителя - населения. Из необходимой валовой выручки был исключен на основании предписания ФАС России излишне полученный доход в размере 81 672 тысяч рублей, что подтверждается экспертным заключением. Вывод суда о том, что допущена арифметическая ошибка, не соответствует действительности.
На апелляционную жалобу поданы возражения АО "Сахаэнерго", ПАО "Якутскэнерго", прокурором, участвующим в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетики) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (Основ ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Правил регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетики).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Суд первой инстанции, проанализировав утвержденное 22 ноября 2007 года постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 468 Положение о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), сделал правильный вывод о том, что оспариваемое Постановление N 238 является нормативным правовым актом, принято Комитетом в установленном порядке, в пределах предоставленных полномочий и доведено до всеобщего сведения посредством официального опубликования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление N238 не обладает всеми признаками нормативного правового акта, являются необоснованными, поскольку Постановление N 238 является составной частью комплексного правового регулирования ценообразования в сфере установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, действие которых распространяется на неопределенный круг лиц.
Судом первой инстанции проверена обоснованность принятых органом регулирования и включенных в состав необходимой валовой выручки расходов на оплату труда.
Так, согласно экспертному заключению по статье "затраты на оплату труда" Общество заявило затраты в размере 2 350, 047 млн. рублей, с учетом минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда 8 818, 0 рублей, учтенной в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в энергетике Российской Федерации 2019 - 2021 годы (далее - Отраслевое соглашение). При расчете тарифа на 2020 год численность учтена в количестве 2 406, 0 человек, на уровне 2018 года. Минимальная тарифная ставка на оплату труда в тарифах на 2020 год учтена на уровне 2018 года в размере 7 968, 5 рублей в месяц, что ниже предусмотренной Отраслевым соглашением на 849, 5 рублей в месяц.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
АО "Сахаэнерго" входит в перечень организаций, на которых распространяется действие Отраслевого соглашения.
Пунктом 3.3. Отраслевого соглашения определен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамика ее изменения. Предусмотрено, что с 01 января 2019 года ММТС устанавливается в размере 8 030 рублей, если иное не установлено коллективными договорами организаций; с учетом упреждающей индексации при переходе в дальнейшем на изменение размера ММТС с периодичностью один раз в год, с 1 июля 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8 643 рубля, если иное не установлено коллективными договорами организаций; в дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 01 июля 2020 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Коллективного договора (в редакции дополнительного соглашения N1 от 26 ноября 2019 года) в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы минимальная тарифная ставка индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 01 июля 2020 года в размерах, установленных программой по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике.
В соответствии с Программой по поэтапному доведению размера тарифной ставки до уровня ММТС в электроэнергетике (далее - Программа), утвержденной приказом N197 от 27 июня 2019 года с учетом мнения профсоюзной организации, с 27 июня 2019 года ММТС установлена в размере 8 030 рублей, с 3 квартала 2019 года по 2 квартал 2020 года (включительно) - 8 302 рубля, 3 и 4 кварталы 2020 года - 8 809 рублей.
Однако, в нарушение требований пункта 26 Основ ценообразования минимальная тарифная ставка на оплату труда в тарифах на 2020 год установлена на уровне 2018 года в размере 7 968, 5 рублей без анализа и учета отраслевого тарифного соглашения, Коллективного договора, Программы.
Довод представителя ответчика о том, что такое регулирование осуществлено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 895 "О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)" основан на неправильном применении норм материального права. Это постановление регулирует отношения, возникающие между гарантирующими поставщиками и покупателями электрической энергии на розничных рынках. Общество не является гарантируемым поставщиком, поэтому данное постановление не подлежит применению при установлении тарифа.
По результатам плановой выездной проверки Комитета ФАС России были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике при установлении тарифов на электрическую энергию для АО "Сахаэнерго" на 2017 - 2019 года.
21 января 2020 года в Комитет внесено предписание, которое в силу статьи 21 Закона об электроэнергетики, пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N331, пункта 7 Основ ценообразования является обязательным.
В частности, указано, что органом регулирования необоснованно учтены расходы на авто-, авиа-, и водный транспорт по статье затрат "Работы и услуги производственного характера", а также расходы на проезд сотрудников в составе статьи затрат "Обучение персонала". Эти расходы в размере 35, 568 млн. рублей подлежат исключению.
Правовых оснований не согласиться с этими выводами нет, в связи с чем эти расходы обоснованно исключены из необходимой валовой выручки.
Довод административного ответчика об отсутствии арифметической ошибки при исключении из необходимой валовой выручки излишне полученного дохода по предписанию ФАС России несостоятелен. Суд первой инстанции, проанализировав экспертное заключение, протокол заседания правления Комитета, представленный расчет административного истца сделал обоснованный вывод о том, что необходимая валовая выручка Общества с учетом исключаемых расходов - 81 672 млн. рублей должна составлять 10 318 081 млн. рублей.
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции административный ответчик согласился с данной арифметической ошибкой, представив соответствующий расчет.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права, правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.