Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Просунко Елены Викторовны на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 ноября 2020 года по административному делу по административному иску Просунко Елены Викторовны об оспаривании приказа заместителя Министра обороны РФ от 27 марта 2019 года N 227 (дело N 2а-211/2020), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя административного истца Просунко Е.В, на основании доверенности адвоката Тихомировой Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства обороны РФ на основании доверенности Кикеевой Л.А, возражавшей против доводов жалобы, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Просунко Е.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 227 "О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд", в который включена "адрес" по адресу: "адрес" Б, занимаемая административным истцом совместно с дочерью, мотивируя тем, что она зарегистрирована и постоянно проживает в указанной квартире, отнесение квартиры к специализированному жилому фонду нарушает ее права.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 02 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Просунко Е.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Пресненский районный суд г. Москвы 03 февраля 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене, состоявшихся по данному делу судебных актов, по мотиву неправильного применения судами норм материального права, нарушении норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по существу доводов в ней изложенных.
Представители Министерства обороны РФ, в судебном заседании возражал против доводов жалобы, полагают их необоснованными, а состоявшиеся судебные акты законными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из судебных актов и установлено судами, Просунко Е.В. и ее дочь Суздальцева (Просунко) Д.Ю. с 08.04.2002 года зарегистрированы и постоянно проживают в "адрес" по адресу: "адрес"Б.
Спорное жилое помещение было предоставлено бывшему супругу Просунко Е.В.- Просунко Ю.Н. на основании служебного ордера N 1433 от 21 марта 2002 г. на состав семьи 5 человек (Просунко Ю.Н., отец -Просунко Н.Ю, жена - Просунко Е.В, дочь - Андрейченко Д.О, дочь - Просунко Д.Ю.) на период прохождения военной службы.
В типовом договоре найма, заключенным в марте 2002 года с Просунко Ю.Н, отражено, что ордер, на основании которого семья занимает жилое помещение, является служебным.
На "адрес", расположенную по адресу: "адрес", зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России.
Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.03.2019 г. N 227 "О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд" указанная квартира была включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая заявленные административным истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что решение принято лицом, обладающим соответствующими полномочиями; квартира правомерно включена в состав служебных жилых помещений, поскольку изначально являлась служебным жилым помещением, предоставленным во временное пользование военнослужащему на период прохождения его службы.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанного вывода судов первой и второй инстанций не имеется, он исчерпывающе мотивирован, основан на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречит нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в силу пункта 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В абзаце первом пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" определено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пункту 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В силу п. 2 данного Постановления Минобороны России в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 400 утверждены обязанности заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения.
Согласно данному приказу заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за организацию управления имуществом принимает в установленном порядке решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Анализ приведенных выше положений материального закона, регулирующего спорные правоотношения сторон, фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, позволил судам нижестоящих инстанций прийти к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Просунко Е.В..
Как правомерно отметил суд апелляционной инстанции, решение Федосийского городского суда Автономной Республики Крым от 02 июля 2005 года которым Просунко Ю.Н. отказано в иске к Просунко Е.В. об изменении договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", не опровергает статус жилого помещения, которое являлось служебным.
Вопреки, доводам кассационной жалобы, оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, принято в пределах полномочий административного ответчика и без нарушения прав и законных интересов административного истца.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Просунко Елены Викторовны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.