г. Нижний Новгород
23 марта 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Батялова В.А, рассмотрев административное дело по частной жалобе Добровольского А.В. на определение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2021 года о возвращении административного искового заявления Добровольского А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, установил:
Добровольский А.В. обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл, в котором просил установить кадастровую стоимость следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "Адрес" здания с кадастровым номером "Номер", общей площадью 3163, 8 кв.м, в размере его рыночной стоимости 1 590 000 рублей по состоянию на 3 декабря 2019 года; здания с кадастровым номером "Номер", общей площадью 1459 кв.м, в размере его рыночной стоимости 742 000 рублей по состоянию на 17 декабря 2018 года.
В обоснование заявленных требований Добровольский А.В. указал, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества, собственником которых он являлся в период с 29 января 2019 года по 16 сентября 2020 года, существенно выше их рыночной стоимости, в связи с чем нарушаются права административного истца как плательщика налога на имущество.
Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года административное исковое заявление Добровольского А.В. оставлено без движения на срок до 22 января 2021 года включительно ввиду наличия в нем недостатков, не позволяющих принять его к производству суда. В определении судьей перечислены основания для оставления административного искового заявления без движения и указаны действия, которые необходимо совершить для устранения недостатков, а именно указано на необходимость предоставления выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер" и "Номер"; отчетов, составленных на бумажном носителе на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, а также в форме электронного документа.
Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 января 2021 года по ходатайству Добровольского А.В. продлен срок для исправления недостатков административного искового заявления до 29 января 2021 года.
28 января 2021 года поступило дополнение к административному исковому заявлению Добровольского А.В.
Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2021 года административное исковое заявление возвращено в связи с не устранением недостатков.
В частной жалобе административный истец просил определение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2021 года отменить, поскольку в установленный судом срок указанные недостатки им были устранены.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, судья приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статьи 130 КАС РФ предусмотрено, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125, 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям ст. 125 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации помимо документов, указанных в ст. 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Возвращая административное исковое заявление, судья Верховного Суда Республики Марий Эл в мотивировочной части определения указал, что административным истцом не выполнены требования статей 125 и 126 КАС РФ.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами судьи Верховного Суда Республики Марий Эл, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.
Как следует из материалов дела недостатки, указанные в определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2021 года административным истцом были устранены, а именно: административный истец предоставил все недостающие документы в целях принятия иска к производству (выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости; письмо из Управления Росреестра с указанием о стоимости объектов недвижимости).
Отсутствие отчетов в форме электронного документа не может служить основанием для возврата административного искового заявления, поскольку данные обстоятельства могут быть устранены в ходе судебного разбирательства.
В связи с изложенным у суда первой инстанции отсутствовали основания для возвращения административного искового заявления по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 129 КАС РФ, следовательно, состоявшийся судебный акт является незаконными, принятыми с нарушением норм процессуального права и препятствуют реализации конституционного права на судебную защиту.
При таких обстоятельствах, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что возвращение административного искового заявления является необоснованным, в связи с чем, определение о возвращении административного искового заявления подлежит отмене, а материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Верховный Суд Республики Марий Эл для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
частную жалобу Добровольского А.В. - удовлетворить.
Определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2021 года о возвращении административного искового заявления - отменить.
Материал по административному исковому заявлению Добровольского А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества направить в Верховный Суд Республики Марий Эл на стадию решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течении шести месяцев кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.