Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. на вступившее в законную силу решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 28 сентября 2020 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского суда Оренбургской области, установила:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 18 августа 2020 года N 56003/20/101312, администрация муниципального образования Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Соль Илецкого районного суда Оренбургской области от 28 сентября 2020 года постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 18 августа 2020 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении обратилось с жалобой в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Оренбургский областной суд.
В связи с пропуском срока обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении процессуального срока определением судьи Оренбургского областного суда от 3 декабря 2020 года жалоба возращена заявителю без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление просит решение судьи Соль-Илецкого районного суда отменить ввиду его незаконности, оставить без изменения постановление от 18 августа 2020 года.
Администрация муниципального образования Соль-Илецкого городского округа, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, вынесшим постановление жалобы на указанное выше решение судьи районного суда, в установленный срок возражения на данную жалобу не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела постановлением должностного лица, администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе от 10 мая 2017 года серии ФС N, выданным Соль-Илецким районным судом Оренбургской области требования об обязании администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ установить уличное освещение.
Администрация муниципального образования Соль-Илецкого городского округа в срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа не исполнило, в связи с чем 10 декабря 2018 года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера администрация муниципального образования Соль-Илецкого городского округа от 5 марта 2019 года привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
3 июня 2020 года в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление об установлении нового срока исполнения - в течении 5 рабочих дней с момента получения постановления.
В установленный срок - 16 июня 2020 года требование исполнительного документа администрация муниципального образования Соль-Илецкого городского округа исполнила.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения постановления должностного лица 18 августа 2020 года о признании администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Отменяя постановление должностного лица судья районного суда исходил из того, что срок давности привлечения к административной ответственности предусмотренный указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет два месяца, который, на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, истек.
С такими выводами и принятым решением судьей районного суда согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В данном случае вывод судьи об истечении срока давности привлечения администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа к административной ответственности нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 названного Кодекса и разрешении дела в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 названного Кодекса, составляет один год. (Изложенное не противоречит правовой позиции, выраженной Верховным судом Российской Федерации в постановлении от 14 августа 2020 года N 14-АД20-6).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место 17 июня 2020 года, на момент вынесения постановления должностным лицом, а также рассмотрения дела судьей районного суда срок давности не истек.
Необходимо учитывать, что Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 названного Кодекса изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела и привело к неправильному его разрешению, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 28 сентября 2020 года нельзя признать законным оно подлежит отмене.
При таких обстоятельствах решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица в Шестом кассационном суде общей юрисдикции суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит направлению на новое рассмотрение в Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области.
В части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены виды постановлений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. При этом данная статья не содержит нормы, предусматривающей возможность вынесения постановления об отмене решений по результатам рассмотрения жалоб и оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения.
Законность и обоснованность постановления должностного лица не может быть проверена в Шестом кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.9 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. удовлетворить частично.
Решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 28 сентября 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского суда Оренбургской области, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.