Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И.
судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 февраля 2021 года кассационную жалобу федерального казенного образовательного учреждения высшего образования "Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 октября 2020 года по административному делу N 2а-1307/2020 по административному исковому заявлению Агеева ФИО13 к Федеральной службе исполнения наказаний России, федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России" о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, объяснения представителя федерального казенного образовательного учреждения высшего образования "Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" по доверенности Швеца Д.А. в поддержку кассационной жалобы; АгееваС.В, его представителя Солоницына П.С, Агеевой Т.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Агеев С.В. (далее также - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России" (далее - ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России).
В обоснование административного иска указано, что Агеев С.В. в звании полковника внутренней службы уволен с должности заместителя начальника института по кадрам ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России по выслуге лет.
Проживая в однокомнатной квартире в г. Самаре площадью "данные изъяты" кв.м с семьей, Агеев С.В. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, утвердившего Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила), подал рапорт о принятии его на учет с составом семьи два человека (он и дочь ФИО7).
Решением комиссии ФСИН России от 2 августа 2016 года Агеев С.В. с составом семьи два человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 7 февраля 2014 года.
8 мая 2019 года Агеев С.В. зарегистрировал брак с Агеевой Т.В, 13 мая 2019 года подал рапорт о включении супруги как члена его семьи на получение социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России, отраженным в протоколе заседания комиссии от 21 ноября 2019 года N, внесены изменения в учетное дело АгееваС.В. в части включения в состав семьи супруги Агеевой Т.В, одновременно Агеев С.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "г" пункта 15 Правил с указанием на совершение членами семьи сотрудника умышленных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника в виде отчуждения жилых помещений или их частей.
Считая нарушенным свое право на получение единовременной социальной выплаты, административный истец просил суд: признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21 ноября 2019 года, изложенные в протоколе N; возложить на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты обязанность вновь рассмотреть материалы учетного дела Агеева С.В. на предоставление ему на состав семьи из трех человек единовременной социальной выплаты.
Решением Промышленного районного суда города Самары от 30 июня 2020 года Агееву С.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 октября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (комиссии ФСИН России) от 21 ноября 2019 года (протокол N) в части снятия Агеева С.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 17 февраля 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России по доверенности Швец Д.А, выражая несогласие с выводами суда, изложенными в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14октября 2020 года, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что Агеев С.В. и его супруга Агеева С.В. намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью получения единовременной социальной выплаты, поскольку АгеевойТ.В. отчуждены принадлежащие ей жилые помещения в городе "адрес".
По мнению автора жалобы, решение о расторжении брака между АгеевымС.В. и Агеевой Т.В. принято ими в связи с продажей последней менее пяти лет назад жилых помещений, с учетом которых жилая площадь на одного человека превышала учетную норму в размере 15 кв.м.
Судом апелляционной инстанции не было принято во внимание то, что фактически брак между Агеевыми не прекращался, Агеева Т.В. с 24 августа 2007 года продолжала проживать в квартире по адресу: "адрес", будучи вселенной в жилое помещение качестве супруги.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N283-ФЗ), нормы которого имеют приоритетное значение при разрешении споров о социальных гарантиях названной категории граждан.
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) регламентированы статьей 4 поименованного закона, согласно части 1 которой сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на указанную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3, часть 5 статьи 4 Федеральный закон N283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 указанного Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что Агеев С.В, проживает в однокомнатной квартире по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м с составом семьи 5 человек (Агеев С.В, Агеева Т.В. - бывшая супруга, дочери - ФИО7, ФИО10, мать бывшей супруги - ФИО11).
Агеев С.В. в звании полковника внутренней службы, будучи трудоустроенным в должности заместителя начальника института по кадрам ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, 7 февраля 2014 года подал рапорт о принятии его с составом семьи 2 человека (он и дочь ФИО7) на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
2 августа 2016 года комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) Агеев С.В. с составом семьи 2 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 7 февраля 2014 года.
8 мая 2019 года между Агеевым С.В. и Агеевой Т.В. заключен брак.
13 мая 2019 года Агеевым С.В. подан рапорт о внесении изменений в учетное дело на получение единовременной социальной выплаты в связи с заключением брака.
14 июня 2019 года Агеевым С.В. подан рапорт о внесении изменений в состав семьи и включении супруги Агеевой Т.В. для получения единовременной социальной выплаты, как члена семьи. К означенному рапорту приложены документы из которых следует, что Агеева Т.В. с 24 августа 2007 года зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес", принадлежащем на праве общей долевой собственности Агееву С.В. и дочери Агеевой А.С.; справка о регистрации и лицевой счет о регистрации по указанному адресу 5 человек; справка БТИ по г. Камышину Волгоградской области и выписка из ЕГРН на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества.
Согласно представленным документам Агеевой Т.В. на праве собственности принадлежали: до ДД.ММ.ГГГГ - жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" - на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ; до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" - на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" - на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 21ноября 2019 года N, постановлено: внести изменения в учетное дело Агеева С.В. в части включения в состав семьи супруги Агеевой Т.В.; снять Агеева С.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "г" пункта 15 Правил (выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты).
Установив принадлежность Агеевой Т.В. жилых помещений в городе Камышин Волгоградской области отчужденных 18 ноября 2011 года, 5сентября 2012 года и 3 октября 2013 года, принимая во внимание нахождение сотрудника в браке с Агеевой Т.В. в период с 24 августа 1991 года по 23 января 2014 года, комиссия ФСИН России пришла к выводу о совершении членом семьи сотрудника действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника с целью приобретения им права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты.
Суд первой инстанции, приняв во внимание то, что при рассмотрении вопроса о постановке на учет Агеева С.В. комиссии ФСИН России не было известно об ухудшении Агеевой Т.В, являющейся членом семьи сотрудника до 23 января 2014 года, жилищных условий путем отчуждения принадлежащих ей жилых помещений, пришел к выводу о законности оспариваемого решения и отсутствии у административного истца права состоять на учете и получить социальную выплату.
Суд апелляционной инстанции означенные выводы признал ошибочными, основанными на неправильном применении норм действующего законодательства.
Исследовав и оценив представленные в материалы административного дела доказательства, судебная коллегия суда апелляционной инстанции, учитывая дату расторжения брака Агеева С.В, верно указала, что факт сокрытия либо предоставления недостоверных сведений вопреки доводам административного ответчика не установлен, поскольку повторная регистрация брака Агеева С.В. и Агеевой Т.В. 8 мая 2019 года не свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий административного истца и злоупотреблении правом.
Принимая во внимание означенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства, его принятие повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, лишенного возможности получить единовременную социальную выплату по процедуре, установленной законом.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Как следует из пунктов 1, 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N283-ФЗ (в редакции на момент подачи рапорта), членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие этого федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного закона, считаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником, а также несовершеннолетние дети.
Агеев С.В. обратился с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты 7 февраля 2014 года, брак с Агеевой Т.В. расторгнут 23января 2014 года. По смыслу приведенной нормы у сотрудника отсутствовала обязанность по предоставлению пакета документов в отношении бывшей супруги Агеевой Т.В.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства заявителем жалобы, не опровергают выводов суда апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного образовательного учреждения высшего образования "Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" - безудовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 31 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.