Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 февраля 2020 года кассационную жалобу представителя Дорофеевой Н.Е. по доверенности ЖуравлеваД.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда от 10ноября 2020 года по административному делу N 3а-161/2020 по административному исковому заявлению Дорофеевой ФИО7 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N2718-р, пункта 244 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, объяснения представителя Дорофеевой Н.Е. по доверенности Журавлева Д.А. в поддержку кассационной жалобы, заключение прокурора МакароваЕ.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2017 года за N 4232, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2017 года, в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 16 февраля 2018 года N 13, ст. 0468.
Указанный нормативный правовой акт действует в редакции распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года N 2748-р, от 27 декабря 2017 года N 3077-р, от 22 июня 2018 года N 1707-р, от14 ноября 2018 года N3816-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Указанное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2018 года за N 5015, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2018 года, в газетах "Ватаным Татарстан" 21 декабря 2018 года N 185, "Республика Татарстан" 25декабря 2018 года N 189.
Перечень на 2019 год действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 19 декабря 2018 года N 4424-р, от 28 декабря 2018 года N 4696-р, от 6 мая 2019 года N 1394-р.
Пунктом 184 Перечня на 2018 год, пунктом 244 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, соответственно на 2018, 2019 годы включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее - здание).
Дорофеева Н.Е. (далее - административный истец), являющаяся собственником здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 184 Перечня на 2018 год, пункта 244 Перечня на 2019 год, указав, что включение здания в Перечни на 2018 и на 2019 годы противоречит положениям статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов).
По мнению административного истца, вышеизложенное нарушает ее права и законные интересы, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2020 года административное исковое заявление Дорофеевой Н.Е. удовлетворено, признаны недействующими со дня принятия пункт 184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р; пункт 244 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Дорофеевой Н.Е.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года отменено апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 года решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Дорофеевой Н.Е.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 17 февраля 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Дорофеевой Н.Е. по доверенности ЖуравлёвД.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как постановленного при неправильном применении норм материального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы Журавлёв Д.А, обращая внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 46-П от 12 ноября 2020 года, указывает на недопустимость определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости здания исключительно в связи с тем, что один из видов разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:52:020128:69 предусматривает нахождение на нем здания смешанного назначения. Включение объекта налогообложения в ежегодно формируемый субъектом Российской Федерации перечень должно основываться на его характеристиках, с установлением фактического использования здания, назначения или наименования помещений в нем, а не только на правовом режиме занимаемого им земельного участка. Здание с указанием одного помещения как "Торговый зал", нельзя рассматривать в качестве торгового объекта.
Автор жалобы полагает, что спорное здание не могло быть включено в оспариваемые Перечни на 2018 и 2019 годы, поскольку на территории Республики Татарстан административно-деловые центры не отнесены к числу объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости. Здание административного истца не соответствует признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28ноября 2003 года N 49-ЗРТ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Горсовета муниципального образования "Город Набережные Челны" от 22 октября 2015 года N 2/11 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования "город Набережные Челны", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Положениями статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Из материалов административного дела следует, что Дорофеевой Н.Е. на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" и на земельном участке с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "смешанное функциональное использование (жилые помещения, магазин, офис, гостиница)".
Согласно техническому паспорту нежилого здания, объект недвижимости представляет собой отдельно стоящее здание из 5 этажей, общей площадью 3722 кв.м.
Означенное здание включено в Перечни на 2018 год и 2019 год на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено и по данным технического учета.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования Дорофеевой Н.Е, установилрасположение спорного здания на земельном участке с видом разрешенного использования: "смешанное функциональное использование (жилые помещения, магазин, офис, гостиница)", пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести его к виду разрешенного использования, предполагающему размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения, в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции суд первой инстанции сослался на Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, указав, что данный вид разрешённого использования земельного участка не позволяет однозначно отнести их к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, поскольку данный вид не соответствует кодам 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли", 4.4 "магазины", 4.6 "общественное питание".
Суд первой инстанции, оценив документы технического учета, основываясь на положениях постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896, которым утвержден состав сведений, подлежащих включению в Перечень, пришел к выводу о том, что площадь помещений, наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет менее 20 процентов от общей площади здания (торговый зал площадью 498, 3 кв.м), в связи с чем здание не подлежало включению в оспариваемые Перечни ввиду несоответствия критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, сочтя их основанными на неправильном применении норм материального права, приводя в обоснование положения подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 23 июня 2015 года N 1259-О, указал, что вид разрешенного использования земельного участка "смешанное функциональное использование (жилые помещения, магазин, офис, гостиница" предусматривает размещение на нем зданий различных назначений и означает право разместить на нем любой из перечисленных объектов недвижимости, каждый из которых, применительно к положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения признается административно-деловым центром независимо от фактического использования.
Отвергая доводы административного истца судебная коллегия суда апелляционной инстанции верно указала, что положения части2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года "О налоге на имущество организаций" устанавливают особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности торговых центров (комплексов). В отношении иных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, установив достоверность сведений, указанных в техническом паспорте здания от 7апреля 2014 года, произвел подсчет общей площади помещений с наименованиями: "торговый зал" и "офисные помещения", которая составляет 1170, 4 кв.м (торговый зал - 498, 3 кв.м, офисные помещения - 42, 3 кв.м, 481, 9 кв.м, 40, 4 кв.м, 55, 5 кв.м, 52кв.м), что составляет более 20% (31, 44%) общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, сделал верный вывод о наличии законных оснований для включения здания в Перечни на 2018 и 2019 годы согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что на основании сведений, содержащихся в документах технического учета, данное здание подлежит включению в Перечни на 2018 и 2019 годы.
Содержание кассационной жалобы повторяет доводы апелляционной жалобы, аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов суда апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ним, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемый судебный акт принят судом апелляционной инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Дорофеевой Н.Е. по доверенности ЖуравлеваД.А. - безудовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 31 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.