Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Похвистнево Самарской области (межрайонное) на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 3 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-863/2020 по иску и.о.прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Путьмаковой З.Ф. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Похвистнево Самарской области (межрайонное) о признании права на единовременную выплату.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Похвистнево Самарской области (межрайонное) Гилязовой А.В, действующей на основании доверенности от 23 декабря 2020 года, прокурора Вострокнутовой В.К, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд в интересах Путьмаковой З.Ф. с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Сергиевский Самарской области (межрайонное) о признании права на единовременную выплату. В обоснование требований указал, что Путьмакова З.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны Путьмакова А.В, который в период с 30 ноября 1951 года по 19 июня 1953 года в составе подразделений N пограничного отряда войск Литовского округа в/ч N принимал непосредственное участие в боевых операциях в борьбе по ликвидации националистического подполья и признан участником Великой Отечественной войны. Полагает, что Путьмаковой З.Ф. необоснованно было отказано в осуществлении единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". На основании изложенного, просил суд признать за Путьмаковой З.Ф. право на получение единовременной денежной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации N 100 от 7 февраля 2020 года, обязать ответчика произвести Путьмаковой З.Ф. указанную выплату.
Решением Сергиевского районного суда Самарской области от 3 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 декабря 2020 года, исковое заявление и.о.прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Путьмаковой З.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Сергиевский Самарской области (межрайонное) о признании права на единовременную выплату удовлетворено. Признано за Путьмаковой З.Ф. право на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Обязали Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Сергиевский Самарской области (межрайонное) произвести Путьмаковой З.Ф. единовременную выплату в размере 75000 руб, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов".
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Похвистнево Самарской области (межрайонное) просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Похвистнево Самарской области (межрайонное) Гилязовой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Вострокнутовой В.К, поддержавшей требования прокурора, однако полагавшей решение и апелляционное определение подлежащими отмене в связи с нарушением норм материального права, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Путьмаков А.В. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ"О ветеранах", что подтверждается удостоверением участника Великой Отечественной войны серии N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке отдела военного комиссариата Самарской области по Елховскому и Кошкинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ N Путьмаков А.В, ДД.ММ.ГГГГ, в составе подразделений N пограничного отряда войск Литовского округа в/ч N принимал непосредственное участие в боевых операциях в борьбе по ликвидации националистического подполья с 30 ноября 1951 года по 1 июня 1953 года.
30 января 2002 года Путьмаков А.В. умер.
Путьмаков А.В. и Путьмакова З.Ф. с 4 июня 1958 года состояли в браке. При обращении в пенсионный орган по вопросу единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100, Путьмаковой З.Ф. было отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что умерший Путьмаков А.В. являлся ветераном Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из категории лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а потому Путьмакова З.Ф, являющаяся вдовой, имеет право на получение единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2020 года N 100.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции необоснованными по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Путьмаков А.В. проходил военную службу после окончания Великой Отечественной войны в период с 30 ноября 1951 года по 1 июня 1953 года.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа пенсионного органа в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", прокурор, действуя в интересах Путьмаковой З.Ф, ссылался на то, что супруг Путьмаковой А.В. как участник боевых действий по ликвидации националистического подполья на территории Литовского округа в составе войсковых частей в 1951 - 1953 годах отнесен к категории военнослужащих, поименованных в подпункте "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2006 года N 89-О указал, что Федеральный закон"О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату в размере 75 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны, ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100).
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 годаN 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
Поскольку период участия Путьмакова А.В. в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Литовского округа в период с 1951 года по 1953 год не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, судебная коллегия считает, что право его супруги на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми осуществляется единовременная выплата за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", выводы судов об удовлетворении требований Путьмаковой З.Ф. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести единовременную выплату в размере 75000 руб. на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 судебная коллегия признает основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В связи с чем решение и апелляционное определение подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований и.о.прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Путьмаковой З.Ф. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Похвистнево Самарской области (межрайонное) о признании права на единовременную выплату.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2021 года по ходатайству подателя кассационной жалобы приостановлено исполнение решения Сергиевского районного суда Самарской области от 3 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 декабря 2020 года.
Поскольку основания для такого приостановления отпали, указанное приостановление подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сергиевского районного суда Самарской области от 3 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым и.о.прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Путьмаковой З.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Сергиевский Самарской области (межрайонное) о признании права на единовременную выплату отказать.
Отменить приостановление исполнения решения Сергиевского районного суда Самарской области от 3 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 декабря 2020 года, принятое определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2021 года.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.