Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Трубчевская центральная районная больница" Дубинской В.Л. на вступившие в законную силу постановление судьи Трубчевского районного суда Брянской области от 21 сентября 2020 года и решение судьи Брянского областного суда от 5 ноября 2020 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Трубчевская центральная районная больница" (далее также - ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ") Дубинской В.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Трубчевского районного суда Брянской области от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Брянского областного суда от 5 ноября 2020 года, главный врач ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ" Дубинская В.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Дубинская В.Л. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Дубинской В.Л. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с п.1.6 Временного порядка организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н (Приложение N 2, далее - Временный порядок), руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее - медицинские организации, оказывающие скорую помощь), обязаны обеспечить медицинские организации, оказывающие скорую помощь, средствами индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы).
Согласно п.2.1 Временного порядка руководители медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, обязаны обеспечить наличие запаса необходимых расходных материалов для отбора проб для проведения лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты.
В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Брянской области от 23 апреля 2020 года N 452 "Об организации лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (далее - Приказ N452) в медицинских организациях Брянской области" главные врачи медицинских организаций обязаны обеспечить запас пробирок по 2 мл. и зондов для отбора проб (предпочтительно иметь пробирки с завинчивающейся крышкой с внешней резьбой и уплотнительным кольцом, исключающим протекание биологической жидкости) (п.3.1); организовать доставку клинического материала (респираторных мазков) для исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в соответствии с требованиями биологической безопасности и санитарного законодательства (п.3.2).
Согласно п. 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", п. 4.2 Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). Версия 6 (28 апреля 2020 года)", утвержденных Минздравом России, п.п. 3.2, 3.2.1 Приказа N452, п. 1.3 приказа Департамента здравоохранения Брянской области от 3 апреля 2020 года N 392 "Об организации лабораторного обследования на COVID-2019 определенных категорий лиц" необходимо обеспечить обязательное проведение лабораторного обследования на COVID-2019 медицинских работников, имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, - 1 раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, - немедленно.
Согласно с п. 2 Порядка организации дополнительной подготовки медицинских работников в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н (Приложение N 9), руководители медицинских организаций обязаны информировать медицинских работников о необходимости освоения информационных материалов и интерактивных образовательных модулей по актуальным вопросам новой коронавирусной инфекции, которые размещены на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (https://edu.rosminzdrav.ru, далее - Портал) в разделе "Материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - информационные материалы и модули); организовать освоение медицинскими работниками информационных материалов и модулей.
Пунктом 1 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки 29 мая 2020 года установлено, что главный врач ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ" Дубинская В.Л. в период возникновения угрозы распространения заболевания - новой короновирусной инфекции COVID-2019, представляющего опасность для окружающих, с апреля по май 2020 года допустила нарушения приведенных норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в следующем:
-необеспечении в необходимом количестве работников ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ", имеющих риски инфицирования на рабочих местах, средствами индивидуальной защиты, а именно: медицинским работникам скорой помощи и водителям скорой помощи (11 фельдшеров, 5 диспетчеров и 12 водителей) было выделено 10 штук одноразовых халатов хирургических, респираторов класса FFP2 - 10 штук, защитных очков - 14 штук, комбинезонов изолирующих многоразовых - 10 штук, костюмов изолирующих многоразовых - 15 штук. В указанный период выделено 450 штук одноразовых масок, что является недостаточным и хватит лишь на 3 рабочих смены для каждого работника при расчете использования одной маски не более 2-3 часов. Кроме того, выдача бахил не производилась;
-отсутствии надлежащей организации освоения медицинскими работниками информационных материалов и интерактивных образовательных модулей по актуальным вопросам новой короновирусной инфекции, которые размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России;
-непроведении еженедельных анализов у работников ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ", имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах.
Приведенные обстоятельства подтверждаются постановлением по делу об административном правонарушении от 29 мая 2020 года, письменными объяснениями Дубинской В.Л. от 29 мая 2020 года, справкой помощника прокурора Трубчевского района Брянской области от 29 мая 2020 года, приказом департамента здравоохранения Брянской области от 27 мая 2019 года N27-пу, должностной инструкцией главного врача ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ", сведениями о выдаче средств индивидуальной защиты отделениям ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ", ведомостями выдачи материалов на нужды ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ" за период с апреля по май 2020 года, счет-фактурой от 26 мая 2020 года, товарными накладными; списками работников ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ", прошедших и планирующих обучение по новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июня 2020 года, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние главного врача ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ" Дубинской В.Л. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Дубинской В.Л. со ссылкой на приложенные к настоящей жалобе документы о том, что указанные работники ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ" были обеспечены средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве, опровергаются собранными по делу доказательствами в их совокупности. Заключение договоров с поставщиками, не свидетельствует об отсутствии данного нарушения.
Вопреки доводам жалобы в справке главного врача ГБУЗ "Трубчевская ЦРБ" Дубинской В.Л. от 4 сентября 2020 года (том 1, л.д.147) указано о непрохождении 26 медицинскими работниками названного обучения по техническим причинам, что нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено в качестве основания для освобождения от административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы в силу требований приведенных норм законодательства в отношении медицинских работников, имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, должно быть обеспечено обязательное проведение лабораторного обследования на COVID-2019 1 раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, - немедленно.
Вопреки доводам жалобы данное дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 25.11, частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Дубинской В.Л. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Дубинской В.Л. в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Трубчевского районного суда Брянской области от 21 сентября 2020 года и решение судьи Брянского областного суда от 5 ноября 2020 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Трубчевская центральная районная больница" Дубинской В.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Трубчевская центральная районная больница" Дубинской В.Л. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.