Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. по делу N 16-1052/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России Юдиной Ю.В. на решение судьи Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 14 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 02 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Гришанова Владимира Владимировича, установил:
постановлением начальника управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России N31/04/19.5-5/2019 от 24 октября 2019 года Гришанов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 14 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 02 июля 2020 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено, в связи отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление просит об отмене вышеуказанных судебных актов.
Гришанов В.В, в адрес которого направлена копия жалобы, письменных возражений не направил.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 февраля 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Согласно материалам дела об административном правонарушении, ФАС России на основании приказа Федеральной антимонопольной службы России от 20 марта 2018 года N 340/18 была проведена плановая выездная документарная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), по результатам проведения которой должностным лицом выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной энергетической комиссией Свердловской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества "Облкоммунэнерго" на 2016 - 2018 годы.
По результатам проверки в адрес Региональной энергетической комиссии Свердловской области направлен приказ ФАС России от 12.11.2018 N 1529/18 "Об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК г "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы", от 18.12.2017 N 176-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО "Облкоммунэнерго" (город Екатеринбург), на 2018 год", от 11.12.2017 N 152-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2018 год" (далее - Приказ ФАС России), которым предписано:
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения п.п. 29, 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования N 1075), п.п. 10, 11 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования N 1075), Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и приказ Федеральной службы по тарифам от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчётности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" (в части ведения раздельного учёта);
2. Отменить с 01.12.2018 постановления РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы", в части установления тарифов для АО "Облкоммунэнерго", от 18.12.2017 N 176-ГЖ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО "Облкоммунэнерго" (город Екатеринбург), на 2018 год", от 11.12.2017 N 152-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями свердловской области, на 2018 год", в части установления тарифов для АО "Облкоммунэнерго";
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.12.2018 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "Облкоммунэнерго" расходов (в том числе подробный расчёт со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчёт конечных сумм и подтверждающие ведение раздельного учёта) по следующим статьям затрат за 2016-2018 года: "Подконтрольные расходы" и "Неподконтрольные расходы", а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования.
4. С учётом исполнения п. 3 Приказа ФАС России исключить из состава НВВ АО "Облкоммунэнерго" экономически необоснованные и неподтверждённые документально расходы на 2018 год.
5. РЭК СО не позднее 01.12.2018 принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на тепловую энергию в отношении АО "Облкоммунэнерго" с учётом п.п. 3-4 Приказа ФАС России.
6. Об исполнении Приказа ФАС России РЭК СО в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного п.п. 3-5 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии: решений РЭК Свердловской области, принятие которых предписано п.п. 3-5 Приказа ФАС России; протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК СО, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения; экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России.
Во исполнение Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области письмом от 11.12.2018 в адрес ФАС России направлена информация об исполнении Приказа ФАС России (далее - Отчёт).
Установив, что должностное лицо - председатель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Гришанов В.В. не исполнил решение уполномоченного органа в установленный срок, должностным лицом было вынесено постановление от 24 октября 2019 года, которым Гришанов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.
Разрешая жалобу Гришанова В.В. на вышеуказанное постановление, судья районного суда, установив отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии виновных действий должностного лица Гришанова В.В, пришел к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях Гришанова В.В. состава административного правонарушения.
Решением судьи областного суда оставлено без изменения решение судьи районного суда, с указанием на то, что срок давности привлечения Гришанова В.В. к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек.
В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что вышеуказанные судебные акты приняты с нарушением норм права, просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении жалобы Гришанова В.В, поданной на постановление должностного лица административного органа.
Между тем данные судебные акты по доводам жалобы отменены быть не могут ввиду следующего.
Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, осуществляется в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Нормами статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек. Вопреки доводам жалобы, возможность правовой оценки вынесенного решения судьи районного суда с точки зрения правильности применения и толкования судом норм материального права при установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также применительно к вопросу о виновности лица в совершении административного правонарушения, исключена, кроме прочего это повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено, что недопустимо.
Указанное также свидетельствует о невозможности отмены обжалуемых судебных актов с целью направления дела на новое рассмотрение, поскольку истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае является также препятствием для нового обсуждения вопросов о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения.
Кроме того, статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность вынесения постановления об отмене судебных актов, с принятием решения об оставлении без изменения постановления должностного лица, не предусматривает.
В связи с изложенным правовых оснований для отмены вышеуказанных судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 14 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 02 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Гришанова Владимира Владимировича оставить без изменения, жалобу начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юдиной Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.