Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Свердловской области Юровских А.В. на решение судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Колясниковой Оксаны Сергеевны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Сысертского судебного района Свердловской области от 15 сентября 2020 года начальник управления образования администрации Сысертского городского округа Колясникова О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года производство по делу в отношении Колясниковой О.С. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения.
В протесте, поданном в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокурор выражает несогласие с решением судьи районного суда, просит его отменить и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в районный суд.
Колясникова О.С. представила отзыв, в котором просит решение судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года оставить без изменений, протест прокурора без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Сысертской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона "О противодействии коррупции" в Управлении образования администрации Сысертского городского округа при привлечении к трудовой деятельности бывшего муниципального служащего, установлено, что 04 мая 2018 года в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23" г. Сысерть на должность директора принята Золотова А.Е, с ней заключен трудовой договор N 4 от 04 мая 2018 года (л.д.26-30). До поступления на работу в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23" г. Сысерть Золотова А.Е. в период до 25 апреля 2018 года замещала должность муниципальной службы - начальник Управления образования администрации Сысертского городского округа. В ходе проверки установлено, что уведомление Главе администрации Сысертского городского округа не поступило.
По результатам проведения прокурорской проверки 02 сентября 2020 года заместителем Сысертского межрайонного прокурора было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника Управления образования администрации Сысертского городского округа Колясниковой О.С. (л.д.1-5), в связи с тем, что она не сообщила о заключении трудового договора с Золотовой А.Е. представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции".
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что у Колясниковой О.С. не возникла обязанность по направлению сообщения главе администрации Сысертского гродского округа, поскольку заявление о приеме Золотовой А.Е. на работу в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23" было подано на имя главы администрации и согласовано с ним.
С такими выводами согласиться нельзя, поскольку ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
Вывод судьи районного суда об отсутствии в деянии начальника управления образования администрации Сысертского городского округа Колясниковой О.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать постановленным с соблюдением требований статьи 24.1 названного Кодекса о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, поскольку им не проверено в соответствии с условиями трудового договора и положениями статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, кто является работодателем Золотовой А.Е, а также объем ее должностных обязанностей в должности начальника управления образования и в должности директора МАОУ "СОШ N 23".
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 1 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Такое нарушение при рассмотрении настоящего дела допущено судьей районного суда при пересмотре дела по жалобе на постановление мирового судьи, поэтому, с учетом того, что на момент рассмотрения протеста срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года по настоящему делу подлежит отмене, а дело - возвращению в Сысертский районный суд Свердловской области на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
протест заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.
решение судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Колясниковой Оксаны Сергеевны отменить.
Дело направить в Сысертский районный суд Свердловской области на новое рассмотрение.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.