Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Пермского края Назарова А.А. на постановление административной комиссии г. Березники N 24-9 от 26 ноября 2019 года, решение судьи Березниковского городского суда от 17 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении индивидуального предпринимателя Свирепова Александра Николаевича, установил:
постановлением административной комиссии г. Березники N 24-9 от 26 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда от 17 января 2020 года, ИП Свирепов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В протесте, поданном в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Пермского края выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Административная комиссия г. Березники и Свирепов А.Н, извещенные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о принесении жалобы, отзыв или возражения на жалобу не представили.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края, а также за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержатся в Законе Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае".
Частью 1 статьи 6.3 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" (действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) была установлена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления Пермского края правил благоустройства в части установленных требований к внешнему виду и содержанию зданий, ограждений, строений, сооружений, водоемов.
Как усматривается из материалов дела, 22 октября 2019 года в 09:59 по адресу: г. Усолье ул. Свободы, д. 155 специалистами контрольного управления администрации г. Березники установлен факт размещения баннера, выполняющего функцию вывески с информацией "Усольское похоронное агентство Вечная память". Вывеска не соответствует Стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации на территории МО "Город Березники", утвержденных постановлением Администрации г. Березники от 27 сентября 2019 года N 548, а именно - не отцентрирована относительно единой горизонтальной оси фасада здания, изготовлена их тканевых материалов, не имеет подсветки, прикрывает часть оконного проема, находится ближе, чем 1 метр от номерного знака здания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выводов о нарушении ИП Свиреповым А.Н. пунктов 3.7.1.1, 3.7.1.19, 5.5.6 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Березники и для привлечения административной комиссией г. Березники Свирепова А.Н. к административной ответственности на основании части 1 статьи 6.3 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае".
Судьей городского суда при пересмотре дела по жалобе Свирепова А.Н. поддержаны выводы административной комиссии о наличии оснований для его привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, решением Пермского краевого суда от 30 сентября 2019 года по делу N 3а-409/2019 часть 1 статьи 6.3 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 года указанное решение оставлено без изменения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П; определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановление административной комиссии г. Березники N 24-9 от 26 ноября 2019 года Свиреповым А.Н. не исполнено. Сведений об исполнении данного постановления в материалы дела не представлено.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии г. Березники N 24-9 от 26 ноября 2019 года, решение судьи Березниковского городского суда от 17 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении ИП Свирепова А.Н. подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление административной комиссии г. Березники N 24-9 от 26 ноября 2019 года, решение судьи Березниковского городского суда от 17 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении индивидуального предпринимателя Свирепова Александра Николаевича отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.