Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 марта 2021 г. по делу N 16-303/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ГазТехСтрой" Чупруновой Н.В. на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГазТехСтрой", установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии N 154/110 от 21 ноября 2019 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "ГазТехСтрой" (далее - ООО "ГазТехСтрой", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2020 года, постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества "ГазТехСтрой" Чупрунова Н.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, принятии по делу нового решения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 02 февраля 2021 года.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела следует, что в Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее - Департамент) из Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой поступило обращение о сбросе (размещении) отходов бурения на почву вблизи садового некоммерческого товарищества "Дорожник" (далее - СНТ "Дорожник) в районе деревни Патрушева Тюменского района Тюменской области. Согласно фото и видеоматериалам (время фиксации 24 мая 2019 года 17 часов 26 минут), в 100 метрах от съезда к СНТ "Дорожник" по направлению к деревне Патрушева, зафиксировано нахождение спецтехники и автотранспортных средств: установка горизонтально-направленного бурения, два грузовых автомобиля, один грузовой фургон. Рядом с установкой горизонтально-направленного бурения зафиксировано нахождение насыпи грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ; по обочине вдоль дороги зафиксировано растекание раствора бурового глинистого на водной основе при горизонтальном, наклонно направленном бурении.
По факту поступившего обращения Департаментом было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что ООО "ГазТехСтрой" на основании договора подряда N СУ-2-63-224/19 от 18 апреля 2019 года осуществляло прокладку полиэтиленовых труб установкой наклонно-направленного бурения по адресу: "данные изъяты" (кадастровый номер "данные изъяты"); 24 мая 2019 года обществом в нарушение требований Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" осуществлен сброс отходов производства и потребления на почву.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 15 октября 2019 года в отношении ООО "ГазТехСтрой" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа 21 ноября 2019 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Факт совершения правонарушения и вина ООО "ГазТехСтрой" подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, а также судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы, со ссылкой на акт от 30 июля 2019 года, о том, что Обществом была произведена очистка территории от отходов производства, не свидетельствуют об отсутствии состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не указывают на иное и суждения в жалобе о том, что растекание раствора бурового глинистого на водной основе предотвратить невозможно в процессе производства работ. Приказом Минстроя России от 14 ноября 2017 года N 1534/пр утверждены и введены в действие "СП 341.1325800.2017. Свод правил. Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением" (далее - Свод правил). Данный Свод правил распространяется на проектирование, производство, контроль качества и приемку работ по прокладке горизонтальным направленным бурением закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций различного назначения при строительстве и реконструкции объектов. Пунктом 1.3.1 Свода правил установлено, что при проектировании и производстве работ необходимо учитывать и соблюдать требования СП 18.13330, СП 32.13330, П 42.13330, СП 62.13330, СП 66.13330, СП 124.13330, СП 249.1325800, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, СанПиН 2.1.4.1110, СанПиН 2.1.5.980, включая обеспечение сохранности геологических условий и гидрологического режима; своевременное устройство поверхностного водоотвода, недопущение попадания временных стоков в существующие сети водоотведения и на почву (в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13). В соответствии с пунктом 13.2.4 Свода правил, в разделе "Мероприятия по охране окружающей среды" должны содержаться решения по локализации и устранению последствий возможных аварийных ситуаций, связанных с разливами бурового раствора, включая: устройство обвалований; развертывание резинотканевых емкостей для сбора бурового раствора; перекачивание раствора в приемные емкости для регенерации либо для вывода и утилизации. Пунктом 13.2.5 Свода правил установлено, что в пределах строительных площадок необходимо: предотвращать проливы и неконтролируемые выбросы бурового раствора; обеспечивать безопасную утилизацию остаточного бурового раствора и бурового шлама.
Фото и видеоматериалы с места совершения административного правонарушения, содержащие сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела, получили надлежащую оценку при рассмотрении дела об административном правонарушении и обоснованно приняты в качестве допустимых доказательств по делу. При этом в жалобах Общество не оспаривало факт наличия вышеописанного события, произошедшего 24 мая 2019 года.
Совокупность исследованных и оцененных доказательств является достаточной для правильного разрешения дела, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы административного органа и судебных инстанций, в материалы дела заявителем не представлено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ГазТехСтрой" составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя юридического лица с соблюдением требований части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Вопреки доводам жалобы, в постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 этого Кодекса.
При рассмотрении жалоб ООО "ГазТехСтрой" на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии N 154/110 от 21 ноября 2019 года, с учетом изменений внесенных решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГазТехСтрой" оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ГазТехСтрой" Чупруновой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.