Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 г. по делу N 16-894/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Добровольского А.А. на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установил:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года, юридическое лицо Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент здравоохранения, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе директор Департамента здравоохранения Добровольский А.А. выражает несогласие с постановлением и решением, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV). В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре режим повышенной готовности введен с 18 марта 2020 года. В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения данное юридическое лицо является исполнительным органом государственной власти Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья граждан, включая организацию медицинской помощи, профилактики заболеваний, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения и санитарно-гигиенического образования населения. Департамент здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения автономного округа. Департамент здравоохранения организует оказание населению автономного округа первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях, также организует проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в подведомственных медицинских организациях.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 22.04.2020 в 10-30 сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре при рассмотрении предписания от 17.04.2020 N239/Э установлено, что 21.04.2020 в 10-00 Департамент здравоохранения не выполнил предписание, а именно: не организовано проведение медицинских осмотров через подведомственные лечебно-профилактические учреждения, проживающих в п. Мекрур и п. Пионерный на предмет наличия симптомов инфекционного заболевания, результаты медицинских осмотров не представлены, как следствие не выявлены лица с признаками инфекционных заболеваний, не госпитализированы, контактные лица не изолированы в подведомственные обсерваторы.
П. Мекрур и п. Пионерный, расположенные на территории Ханты-Мансийского района являются очагами инфекционного заболевания (новой коронавирусной инфекции COVID-19), по состоянию на 21.04.2020 в данных поселках подтверждены диагнозы коронавирусной инфекции у 87 проживающих в поселках человек. У 3 человек из числа силовых структур, обеспечивающих охрану с. Селиярово также подтвержден диагноз коронавирусной инфекции, таким образом, имеется угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. С целью предупреждения возникновения и дальнейшего распространения инфекционного заболевания (коронавирусная инфекция COVID-19) в период осуществления на территории ограничительных мероприятий в рамках осуществления возложенных полномочий Департаменту здравоохранению выдано предписание от 17.04.2020 N239/Э о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий направленных на активное выявление больных изоляцию выявленных лиц и лиц, совместно проживающих с выявленными больными. Вместе с тем Департамент здравоохранения, располагая обширной сетью подведомственных лечебно-профилактических учреждений, в том числе специализированных на выявлении и лечении инфекционных больных, в нарушение статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не исполнил к установленному в предписании сроку возложенные предписанием обязанности и не организовал проведение предписанных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Департамента здравоохранения к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Департаментом здравоохранения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым нижестоящими судебными инстанциями дана оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства законности выданного предписания в ходе рассмотрения дела установлены, подтверждаются материалами дела и сомнений не вызывают. Предписание выдано уполномоченным лицом надлежащему субъекту, ответственному в соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения, за выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, указанных в предписании. Факт неисполнения предписания к установленному сроку также подтвержден и Департаментом здравоохранения не оспаривается.
Вопрос исполнимости предписания был предметом проверки нижестоящих судебных инстанций в ходе рассмотрения дела и жалобы на постановление, оснований полагать об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения в связи с неисполнимостью предписания судьи не усмотрели.
Само предписание от 17.04.2020 N239/Э направлено в адрес Департамента здравоохранения 17.04.2020, получено, как указывает сам заявитель, 20.04.2020. Приведенные в жалобе доводы относительно даты фактического получения предписания, суждения о невозможности к установленному сроку исполнить его, о прикреплении к предписанию поврежденного файла с приложением к предписанию, об общем количестве человек, подлежащих осмотру, об отсутствии транспортной доступности поселков, о невозможности выделения транспорта до 27.04.2020 не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица.
Реальные меры по исполнению предписания фактически предприняты только 27 апреля 2020 года. Сведений о принятии каких-либо мер до 21.04.2020, в том числе после получения предписания, не представлено. Ответ о невозможности исполнения предписания от 17.04.2020 N239/Э, полученного 20.04.2020, о поврежденном файле со списками граждан, об отсутствии транспортной доступности, подготовлен только 22.04.2020. Имея реальную возможность для обращения за продлением срока исполнения предписания до окончания срока исполнения предписания, Департамент здравоохранения в административный орган с таким заявлением не обратился, об объективных препятствиях в установленный в предписании срок не сообщил. Доводы о невозможности разрешения ситуации с транспортной доступностью, в том числе путем использования санитарно-авиационного транспорта не указывают, что данный вопрос в установленные в предписании сроки рассматривался и результат рассмотрения был доведен до уполномоченного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности Департамента здравоохранения, поскольку он после получения предписания реальных мер по его исполнению не предпринимало, в уполномоченный орган с ходатайством о продлении срока исполнения не обращался, об объективных причинах невозможности исполнения до истечения срока исполнения предписания не сообщал. Неустранимых сомнений в виновности Департамента здравоохранения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
При назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Административное наказание в виде штрафа назначено Департаменту здравоохранения в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей суда автономного округа дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства. Доводы жалобы получили надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с выводами судьи не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, жалобу директора Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Добровольского А.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.