Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-120/2020 по иску Ермолаева Эдуарда Павловича к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 10 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о перерасчете выслуги лет службы, перерасчете единовременного пособия по выходу на пенсию, выплате разницы в выходном пособии, по кассационной жалобе Ермолаева Эдуарда Павловича на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ермолаев Э.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 10 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее ФГКУ "Специальное управление ФПС N 10 МЧС России") о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет службы и единовременного пособия (выходного) при выходе на пенсию, выплатить разницу суммы выходного пособия.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в органах Государственной противопожарной службы Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ года был уволен на пенсию по собственному желанию из состава Специальной пожарной части - 1 Главного управления Специального управления Федеральной противопожарной службы N 10 г.Трехгорный. Считает, что подпадает под действие статьи 3 пункта "г" постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы - с ДД.ММ.ГГГГ года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Указывает, что подразделение, в котором он проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ года до увольнения на пенсию, называлось Специальная пожарная часть N 1, а управление до начала 2012 года называлось Специальное управление ФПС N10 МЧС России, в названиях есть слово специальное, также должность, на которой он состоял, имела название "мастер-пожарный", а не "пожарный", как в других неспециальных подразделениях ГПС. Это является основанием для вывода о том, что пожарная часть, в которой он проходил службу, имеет статус подразделения специального назначения Государственной противопожарной службы; термин "Специального назначения" обозначает, что СПЧ N 1 СУ ГУ ФПС N 10 МЧС России по г. Трехгорный несла службу по охране объекта специального (оборонного) назначения, в частности, по охране объекта "РосАтома", ФГУП "ПСЗ" г. Трехгорный. Также указывает, что на момент прохождения службы в СПЧ-1 на своей форме весь личный состав носил шеврон с надписью "Специальные подразделения ФПС МЧС России". Данные обстоятельства влияют на размер пенсии и выходного пособия.
Решением Трехгорного городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении исковых требований Ермолаеву Э.П. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Трехгорного городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
На кассационную жалобу поступили возражения ответчика, в которых он просит решение суда и апелляционное определение оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Ермолаев Э.П. проходил службу в Государственной противопожарной службе.
Приказом начальника Государственного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 10 МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ года N N он был уволен со службы с должности мастера - пожарного специальной пожарной части N 1 Специального управления ФПС N 10 МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) в звании старшины внутренней службы ДД.ММ.ГГГГ года по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года составила 23 года 04 месяца 18 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ермолаеву Э.П, суд исходил из того обстоятельства, что не установлено оснований для включения истцу срока службы в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца в соответствии с пунктом "г" статьи 3 постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, поскольку подразделение, в котором проходил службу истец, не относится к подразделениям специального назначения Государственной противопожарной службы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В нее входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно положениям статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В силу пункта "а" статьи 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы закона Правительством Российской Федераций принято постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Подпунктом "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации, от 22 сентября 1996 года N 941 предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - с 1 января 1991 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в воинских частях специального назначения, подразделениях особого и специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации - с 5 апреля 2016 года по перечню воинских частей, подразделений, должностей и на условиях, определяемых директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Ермолаев Э.П. указывает, что на момент прохождения службы в СПЧ-1 ГУС УФПС N 10 г. Трехгорный сотрудники на своей форме носили шеврон, на котором была нанесена надпись "Специальные подразделения специального назначения ГПС МЧС РФ"; судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств и допросе свидетелей в подтверждение, что подразделение имеет статус подразделения специального назначения Государственной противопожарной службы.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Разрешая возникший спор, суды правильно указали, что перечень подразделений, должностей и условия для применения нормы подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 для Государственного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 10 МЧС России" Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не определены, оснований отнесения Государственного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 10 МЧС России" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" к подразделениям специального назначения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы не имеется.
ФГКУ "Специальное управление ФПС N 10 МЧС России", носящее на момент увольнения истца название Государственное учреждение "Специальное управление ФПС N 10 МЧС России", не имело статуса подразделения специального назначения, равно как не имело такого статуса и подразделение, в котором непосредственно Ермолаев Э.П. проходил службу - специальная пожарная часть N 1. Ермолаев Э.П, являлся сотрудником Государственного учреждения, входящего согласно приказу МЧС России от 27 июня 2016 года N 346 "Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в перечень федеральных государственных казённых учреждений, находящихся в ведении МЧС России, а не подразделения специального назначения в том понимании как это предусматривает постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Доводы жалобы Ермолаева Э.П. о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, в частности штатных расписаний (ф-3) и допросе свидетелей в подтверждение, что подразделение имеет статус подразделения специального назначения Государственной противопожарной службы, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, отклонены судом, поскольку ходатайство было разрешено судом в соответствии с требованиями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ в истребовании доказательств надлежащим образом мотивирован. При этом отмечено, что в соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации свидетельские показания не отвечают требованиям допустимости доказательств для подтверждения статуса подразделения специального назначения Государственной противопожарной службы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Трехгорного городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, кассационную жалобу Ермолаева Эдуарда Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.