Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-373/2020 по иску Гужавина Юрия Владимировича, Гужавиной Надежды Александровны к муниципальному казенному учреждению "Административно-хозяйственное Управление администрации Тугулымского городского округа", Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тугулымскому району о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за членом семьи ветерана боевых действий, по кассационной жалобе Гужавиной Надежды Александровны, Гужавина Юрия Владимировича на решение Тугулымского районного суда Свердловской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истцов Гужавина Ю.В, Гужавиной Н.А, их представителя Худалеевой Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гужавин Ю.В, Гужавина Н.А. обратились в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Административно-хозяйственное управление Тугулымского городского округа" (далее по тексту - МКУ "Административно-хозяйственное управление Тугулымского городского округа"), территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N9 (далее по тексту - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N9) о признании решения, оформленного письмом от 14 мая 2020 года N 03-01/74 об отказе в предоставлении члену семьи ветерана боевых действий компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, признании за Гужавиной Н.А, как за членом семьи ветерана боевых действий, права на компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований Гужавин Ю.В, Гужавина Н.А. сослались на то, что Гужавин Ю.В. является ветераном боевых действий и имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в частности, на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, включающих в себя плату за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Гужавин Ю.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", в котором проживает совместно с супругой Гужавиной Н.А. 23 апреля 2020 года они обратились в администрацию Тугулымского городского округа с заявлением о назначении Гужавиной Н.А, как члену семьи ветерана боевых действий, компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако получили необоснованный отказ.
Решением Тугулымского районного суда Свердловской области от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 декабря 2020 года, Гужавину Ю.В, Гужавиной Н.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Гужавин Ю.В, Гужавина Н.А. ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Представители ответчиков МКУ "Административно-хозяйственное управление Тугулымского городского округа", Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N9 в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Гужавин Ю.В. является ветераном боевых действий и имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в частности, на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, включающих в себя плату за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Гужавин Ю.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты".
Гужавин Ю.В. с 16 июня 1987 года состоит в браке с Гужавиной Н.А.
Гужавин Ю.В. с 29 августа 2016 года является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, включающих в себя плату за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также непосредственным плательщиком платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
23 апреля 2020 года Гужавин Ю.В. и Гужавина Н.А. обратились в Администрацию Тугулымского городского округа с заявлением о назначении Гужавиной Н.А. выплаты компенсации расходов на жилое помещение и коммунальные услуги в размере 50%, как члену семьи ветерана боевых действий совместно с ним проживающим.
Сообщением от 14 мая 2020 года N03-01/74 истцам разъяснено о том, что Гужавиной Н.А. не может быть назначена выплата компенсации расходов на жилое помещение и коммунальные услуги в размере 50%, как члену семьи ветерана боевых действий совместно с ним проживающим, так как она назначена и выплачивается Гужавину Ю.В.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП исходил из того, что Гужавин Ю.В, как ветеран боевых действий, не пользуется правом на предоставление компенсации в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в связи с чем такое право не возникает и у Гужавиной Н.А.; из предоставления Гужавину Ю.В. компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, включающих в себя плату за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как ветерану боевых действий и лицу, производящему оплату жилого помещения, что не порождает у Гужавиной Н.А. права на одновременную с супругом компенсацию таких расходов, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Гужавина Ю.В, Гужавиной Н.А. о том, что компенсация оплаты коммунальных услуг Гужавину Ю.В. не назначена и не выплачивается, в связи с чем предоставленная суду информация является недостоверной; Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП устанавливаются меры социальной поддержки ветеранам боевых действий, а также членам семьи ветеранам боевых действий совместно с ними проживающим, однако ответчики вводят суд в заблуждение указывая, что в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для ветеранов боевых действий компенсация коммунальных услуг не предусмотрена; отопление относится к коммунальным услугам, за которое Гужавину Ю.В. компенсацию не производят, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона (статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
В соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ЗО "О порядке предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области" мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является: нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
Порядок назначения и выплаты полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с пунктами 2, 5 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказанием мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии в семье нескольких лиц, имеющих право на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов по их общему заявлению может быть предоставлена одному из них, непосредственно осуществляющему оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация расходов предоставляется ветеранам боевых действий из числа категорий, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"; Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) в соответствии с федеральными законами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
Применяя приведенные выше нормативные положения, суды пришли к правильному выводу, что компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) не может быть предоставлена Гужавиной Н.А, как члену семьи ветерана боевых действий, поскольку данная компенсация предоставляется Гужавину Ю.В.
Нормы Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают для ветеранов боевых действий такой меры социальной поддержки, как предоставление компенсации в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, соответственно, как правильно указали суды, такое право не может возникнуть и у Гужавиной Н.А, как члена ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" возникновение у члена семьи ветерана боевых действий права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, законодатель связывает исключительно с обстоятельствами смерти ветерана боевых действий.
Вынесенные судами постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Все изложенные в кассационной жалобе доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тугулымского районного суда Свердловской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гужавиной Надежды Александровны, Гужавина Юрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.