Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Горбуновой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-344/2020 по иску прокурора Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к исполнению обязанностей, по кассационной жалобе администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Березовского районного суда от 17.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.12.2020.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, выслушав объяснения прокурора Тепловой М.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к исполнению обязанностей.
В обоснование иска указано, что по результатам проверки исполнения требований законодательства при размещении площадок для сбора твердых коммунальных отходов в пределах пос. Саранпауль выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В нарушение санитарно-эпидемиологических требований в указанном населенном пункте в необходимом и достаточном количестве отсутствуют контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов.
Просил обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить создание и обустройство необходимого количества контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории п. Саранпауль в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, разместив каждую из них на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м до жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, мест отдыха и занятий спортом.
Решением Березовского районного суда от 17.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.12.2020, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель администрация Березовского района ХМАО-Югры просит об отмене указанных судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Березовского района - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктом 1 статьи 22 данного Закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
На основании пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Как указано в пункте 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Судами установлено, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлено, что администрацией Березовского района ХМАО-Югры ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО. При этом, в населенном пункте Саранпауль Березовского района в необходимом и достаточном количестве отсутствуют площадки и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, жители в ряде улиц поселения не имеют контейнерные площадки для сбора ТКО в пределах 100 метров от места проживания (например, по ул. Дальняя, Ляпинская и др.). Региональным оператором по причине отсутствия организованных мест накопления не осуществляется сбор твердых коммунальных отходов.
Установив, что в населенном пункте Саранпауль Березовского района ХМАО-Югры в необходимом и достаточном количестве отсутствуют площадки и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, руководствуясь статьей 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьей 24.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", суд первой инстанции требование прокурора удовлетворил, обязав администрацию Березовского района ХМАО-Югры обеспечить создание и обустройство необходимого количества контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории поселения Саранпауль в соответствии с вышеприведенными санитарными нормами и правилами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что возможность накапливать твердые коммунальные отходы бесконтейнерным способом накопления отходов допускается постановлением Правительства ХМАО-Югры N 229-п от 11.07.2019, постановлением администрации Березовского района N 1239 от 25.10.2019, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены им применительно к установленным обстоятельствам.
Проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что приводимый ответчиком вид размещения допустим только при условии организации такого размещения региональным оператором по обращению с ТКО. Однако региональный оператор по обращению с ТКО ООО "Югра-Экология" производит сбор отходов в п. Саранпауль только в контейнеры.
Доводы Администрации о недостаточной оценке судами доказательств не могут быть приняты во внимание, поскольку оценка доказательств отнесена законом к компетенции суда первой и апелляционной инстанции (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем именно суд определяет относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не рассмотрел все доводы апелляционной жалобы ответчика и не отразил в определении мотивов, по которым указанные доводы отклонил, не влекут отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку на их выводы не влияют, и, кроме того, отсутствие в апелляционном определении оценки всем доводам не свидетельствует о нарушении судебной коллегией по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нельзя согласиться и с доводами кассационной жалобы об отсутствии нарушении прав или угрозы нарушения прав кого-либо, поскольку, как верно отметил суд апелляционной инстанции, отсутствие организованного сбора отходов влечет загрязнение окружающей среды, развитие инфекционных заболеваний и другие негативные последствия нарушения экологических и санитарных правил, избежание ответчиком правильной организации сбора ТКО направлено на причинение вреда окружающей среде и человеку.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского районного суда от 17.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.