Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Симферопольского района и города Алушты Республики Крым - ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Колгана С.А. к Военному комиссариату Симферопольского района и города Алушта Республики Крым, заинтересованное лицо: Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Республики Крым" о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав пояснения представителя Военного комиссариата Симферопольского района и города Алушты Республики Крым - ФИО1, Колгана С.А, представителя Колгана С.А. - ФИО2. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колган С.А. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии по мобилизации муниципального образования Симферопольского района и города Алушта Республики Крым от 20 декабря 2019 года о призыве его на военную службу и возложить на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования Симферопольского района Республики Крым обязанность предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по образовательной программе специалист в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского".
Требования административного иска мотивированы тем, что 27 ноября 2019 года он обратился в Военный комиссариат Симферопольского района и города Алушта Республики Крым о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с тем, что он с 1 сентября 2019 года зачислен приказом N от 8 августа 2019 года Таврической академии ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" на первый курс формы обучения за счёт средств бюджетных ассигнований по образовательной программе специалист факультета информационно-полиграфических технологий (срок обучения - 6 лет). Письменного ответа на своё заявление от комиссариата он не получил. 20 декабря 2019 года сотрудником военкомата ему была вручена повестка - N о необходимости явки в военкомат 24 декабря 2019 года к 8 часам 30 минут. Своё решение административный ответчик мотивировал тем, что ранее истец пользовался отсрочкой на период обучения в Таврическом колледже и повторно получить отсрочку истец не имеет права. Учитывая, что административный ответчик своими действиями лишает его конституционного права на получение бесплатного, профильного образования, истец обратился в суд.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2020 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым требования административного искового заявления удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 ноября 2020 года, представитель Военного комиссариата Симферопольского района и города Алушты Республики Крым - ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2020 года, оставить в силе решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года. Считает, что судом допущено нарушение норм материального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В материалы дела поступили возражения представителя Колгана С.А. - ФИО2 в которых просит суд в удовлетворении кассационной жалобы отказать, решение суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Определением от 9 февраля 2021 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 25 марта 2021 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 25 марта 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Симферопольским районным судом Республики Крым.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела Верховным Судом Республики Крым были допущены такого характера нарушения.
Исходя из материалов дела, судами установлено, Колган С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (решение Государственной экзаменационной комиссии от 19 июня 2019 года), ему выдан диплом о среднем профессиональном образовании N от 30 июня 2019 года, в котором имеется указание на предыдущий документ об образовании - аттестат об основном общем образовании, 2015 год.
Согласно выписке из приказа ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" от 08 августа 2019 года N "О зачислении на обучение на очную форму обучения по образовательным программам высшего образования на места в рамках контрольных цифр приема на 2019/20 учебный год" Колган С.А. зачислен с 1 сентября 2019 года на 1-й курс очной формы обучения в ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" по программам бакалавриата и специалитета.
Как усматривается из справки Таврической академии ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" от 25 ноября 2019 года Колган С.А, обучается на 1 курсе специальности 54.05.03 Графика очной формы обучения за счет бюджетных ассигнований по образовательной программе специалитет факультета информационно-полиграфических технологий Таврической академии.
Согласно выписке из протокола N 32 заседания призывной комиссии Симферопольского муниципального района Республики Крым от 29 мая 2018 года, Колган С.А. студенту 3-го курса КФУ "Таврический колледж" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2019 года.
Как усматривается из выписки из протокола N 58 заседания призывной комиссии Симферопольского муниципального района Республики Крым от 20 декабря 2019 года призывная комиссия единогласно приняла решение о призыве Колган С.А. на военную службу
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к выводу о том, что федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться. Колган С.А. соответствует критерию лиц, указанному в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, он имел право на получение отсрочки на период обучения по образовательной программе специалист в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", поскольку зачислен на первый курс очной формы обучения в ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" по программам бакалавриата и специалитета на места в рамках контрольных цифр приёма граждан за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по специальности 54.05.03 Графика, сразу после получения среднего профессионального образования.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Ссылка подателя жалобы и суда апелляционной инстанции на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 17 апреля 2018 года N 15-П, от 22 мая 2018 года N 19-П, не может быть признана обоснованной, учитывая, что Постановлением от 22 мая 2018 года N 19-П давалась оценка конституционности положений абзацев второго, третьего и десятого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ, как исключающих возможность использования в качестве повторной от призыва на военную службу предусмотренной абзацем третьим подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ отсрочки в связи с получением среднего профессионального образования гражданами, которые ранее воспользовались отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях среднего общего образования и поступили на обучение по программе среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования. Постановлением от 17 апреля 2019 года N 15-П Конституционный Суд Российской Федерации определилправовую позицию относительно конституционности положений абзаца девятого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ как исключающих возможность призывникам, не имеющим диплома специалиста или диплома магистра и поступившим в год получения высшего образования по программам бакалавриата на обучение по программам магистратуры, воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу на период обучения по программам магистратуры исключительно по той причине, что дата их совершеннолетия, которая законом признается моментом достижения призывного возраста, наступила в период обучения в общеобразовательной организации, в связи с чем, они были вынуждены реализовать право на первую отсрочку от призыва на военную службу для завершения получения среднего общего образования.
В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ на военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Согласно абзацу десятому подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта (как обучающемуся по очной форме обучения по программам бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (как обучающийся по очной форме обучения по программам магистратуры).
Возможность предоставления повторной отсрочки для получения высшего образования гражданам, которым первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена на основании абзаца третьего подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, законом не предусмотрена.
Как установлено судами и подтверждается материалами административного дела Колган С.А. в 2015 году основном общее образование (9 классов), поступил в колледж на очную форму обучения. 19 июня 2019 года окончил среднее профессиональное образование, получив диплом N. Согласно выписке из приказа ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" от 8 августа 2019 года N "О зачислении на обучение на очную форму обучения по образовательным программам высшего образования на места в рамках контрольных цифр приема на 2019/20 учебный год" Колган С.А. зачислен с 1 сентября 2019 года на 1-й курс очной формы обучения в ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" по программам бакалавриата и специалитета (срок обучения 6 лет).
При этом на первоначальный воинский учет комиссией по постановке граждан на воинский учет военного комиссариата Симферопольского района и города Алушта Республики Крым поставлен 13 января 2017 года с определением категории годности "данные изъяты"
Решением призывной комиссии Симферопольского района Республики Крым от 29 мая 2018 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с получением среднего профессионального образования в Таврическом колледже ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" до 30 июня 2019 года.
В ответе на обращение Колган С.А. от 27 ноября 2019 года военным комиссариатом Симферопольского района и города Алушта Республики Крым было разъяснено, что случаев предоставления повторной отсрочки от призыва на военную службу для получения в дальнейшем высшего образования после получения среднего профессионального образования законодательством не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с частями 3-5 статьи 10 Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование и следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что Колганом С.А, право на первую отсрочку от призыва на военную службу было реализовано не для завершения получения среднего общего образования, а для завершения получения среднего профессионального образования.
В этой связи, приведенные в решении суда первой инстанции основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой - инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2020 года отменить, оставить в силе решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 марта 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.